10.07.2024 13:33
Поделиться

Теодор Курентзис завершил Дягилевский фестиваль в Перми

На десять летних дней форум классической музыки становится главным событием не только для Перми, но и для всей России. Больше сотни представлений на самых разных площадках города - концерты, клубные встречи, перформансы и разноформатные обучающие программы почти в круглосуточном режиме обрамляют основные фестивальные проекты. В этом году ими стали три оперные премьеры - "Похождения повесы" Стравинского, "Волшебная флейта" Моцарта и российская премьера оперы современного французского композитора Паскаля Дюсапена "Страсть". И за все происходящее отвечает худрук фестиваля Теодор Курентзис.
"Волшебная флейта" стала одной из самых ярких, но неоднозначных постановок фестиваля.
"Волшебная флейта" стала одной из самых ярких, но неоднозначных постановок фестиваля. / Гюнай Мусаева / предоставлено пресс-службой фестиваля

Пять лет назад Теодор Курентзис покинул руководящую позицию в Пермском театре оперы и балета имени Чайковского, но Пермь по-прежнему остается для него "местом силы". И ежегодное появление музыканта в рамках Дягилевского фестиваля важно, как для публики, так и для дирижера. Хотя на этот раз он не слишком баловал своими выступлениями. Камертоном фестиваля стали "Страсти по Матфею" Баха, что прозвучали в исполнении Теодора Курентзиса и его musicAeterna в Перми вслед за Петербургом и Москвой.

"Похождения повесы", став завершающей премьерой сезона Пермского театра оперы и балета, открыли оперную тему Дягилевского фестиваля. Аскетичный спектакль поставил Андрей Прикотенко в тандеме с изобретательным - особенно в плане игры с пространством - художником Ольгой Шаишмелашвили.

Стравинский создал свое самое масштабное произведение в послевоенное время в Америке на англоязычное либретто Уистена Хью Одена и Честера Коллмена по серии гравюр Уильяма Хогарта. Мировая премьера оперы состоялась в 1951 году в театре LaFenice в Венеции, и с тех пор она часто появляется на европейских сценах.

Оригинальное название оперы The Rake`s Progress, что можно перевести как "Карьера мота". И главный герой Том Рейкуэлл (Том-распутник, повеса практически в образцовом исполнении Карлена Манукяна) сходит с ума - точно так же, как и весь мир, пытаясь преобразиться после катастрофы, проходя через всевозможные искушения и испытания. Том и Энн Трулав (верная любовь) счастливы, но уже совсем скоро в жизни молодого человека возникнет Ник Шэдоу (Игорь Подоплелов - точное попадание в образ, как вокальное, так и актерское), чье имя означает "чертова тень". В итоге Том кончает дни в доме для умалишенных… А его Энн (скромная во всех проявлениях Ирина Бойкова) уходит строить свою жизнь заново.

При этом спектакль смотрится как вещь в себе. Его музыкальное прочтение от дирижера Федора Леднева выглядит куда более глубинно и точно - в согласии с композиторским замыслом в партитуре сплетены мелодии разных стилей и эпох от XVII до XX столетия. Большая удача театра, что эта работа останется в его репертуаре.

Много ожиданий было связано с одной из самых мистических опер - "Волшебная флейта" Моцарта. За постановку на сцене настоящего сталинского ДК (имени Солдатова) взялась режиссер Нина Воробьева при творческой поддержке драматургов Екатерины Троепольской и Андрея Родионова, а место за руководящим пультом оркестра musicAeterna занял Евгений Воробьев, дебютировавший в амплуа оперного дирижера и показавший себя приверженцем исторически информированного исполнительства, что касаемо набора оркестровых инструментов, но никак не по ясности и чистоте художественной концепции.

Музыке Моцарта сделали саунд-дизайн - электронную партитуру, - и он сразу стал обычным и спрямленным

Во-первых, либретто Шиканедера лишилось напрочь своих знаменитых разговорных диалогов, а поверх канонического сюжета стремились рассказать с помощью титров какую-то свою историю о современной тяжело больной девочке, которая так и осталась параллельной люминесценцией сознания… А главное, надо признать, самое смелое и неудачное решение - в том, что музыке Моцарта сделали саунд-дизайн: новая музыка - электронная партитура резидента musicAeterna Егора Ананко. И Моцарт сразу стал обычным и спрямленным…

Хотя и читалась попытка поговорить о проблеме взросления: трансформации главных героев, принца Тамино и принцессы Памины, из марионеток, которых дергают за ниточки умелые манипуляторы-кукловоды, Царица Ночи и царь-жрец Зарастро, в самостоятельных людей. А было лишь избыточно декорированное дефиле разодетых персонажей в исключительно ироничные костюмы от Аси Мухиной, вызывающие лишь улыбку. И красивое, стильное пение - к сожалению, не всех солистов. Но выступление молодой сопрано Елене Гвритишвили (Памина) и известного баса Алексея Тихомирова (Зарастро) стало украшением этого представления, напоминавшего какой-то не доведенный до высшей художественной точки "черновик".

Феноменальный мастер-класс для начинающих молодых дирижеров Теодор Курентзис дал в филармонии "Триумф". "Когда вы творите музыку, - заметил маэстро, - не должно пахнуть столовой". Но возвышенная идея тотального искусства, тем более в фестивальном формате нон-стоп, делает планку качества порой очень подвижной.

По всем правилам драматургии главное и абсолютно эксклюзивное событие фестиваля было припасено на финал. Речь о российской премьере оперы современного французского композитора Паскаля Дюсапена "Страсть" на итальянские тексты мадригалов Монтеверди и Джезуальдо, что впервые была представлена на фестивале в Экс-ан-Провансе в 2009 году.

Опера отталкивается от мифа об Орфее и Эвридике и повествует о современных двух влюбленных, чья страсть угасает, но они не способны расстаться, подарив друг другу свободу.

Постановку осуществили Теодор Курентзис, музыканты musicAeterna и режиссер Анна Гусева, сделав в пространстве бывшего цеха завода Шпагина, ныне называемого Домом музыки, очень сложный красивый, с мощной внутренней энергетикой спектакль. Она (сопрано Наталья Смирнова) и Он (тенор Сергей Годин) на протяжении всех полутора часов не уходят со сцены. У них есть шесть голосов сопровождения и танцевальная труппа, которые вроде бы создают фон реальной жизни, а на самом деле - тот быт, о который разбилось немало любовных лодок.

Музыка тревожная и печальная, она сложна и часто экстремально высока, но очень умна и, кажется, совершенно не спонтанна. Будто создавая свою седьмую, самую известную оперу, Дюсапен уже в 2006 году, почти двадцать лет назад, стремился "спрогнозировать" участие искусственного интеллекта в композиторском деле. В итоге и сама опера, и финал Дягилевского фестиваля вышли во всех смыслах крайне захватывающими и предостерегающими.