Поделиться

Почему на Урале сократилась площадь картофельных полей

На тысячу гектаров меньше прошлогоднего отдали нынче под посевы картофеля аграрии Среднего Урала. Причем сокращают поля в основном крупные предприятия, в экономике которых урожай второго хлеба судьбоносной роли не играет, в отличие от зерна или кормовых культур, необходимых для обеспечения молочного стада.
В крупных хозяйствах сев и уборка картофеля механизированы, но львиную долю полей обрабатывает население с помощью лопат и культиваторов.
В крупных хозяйствах сев и уборка картофеля механизированы, но львиную долю полей обрабатывает население с помощью лопат и культиваторов. / Татьяна Андреева/РГ

Если посмотреть цифры в динамике, тенденция особенно заметна. Так, в 2019 году крупные хозяйства отвели под картофель 7,2 тысячи гектаров, а в 2023-м - только 5,6 тысячи. В нынешнем, получается, перепрофилировали еще пятую часть площадей.

В советские годы Урал считался картофельной территорией: из-за капризной погоды твердая пшеница здесь никогда не вызревала, а на битву за урожай второго хлеба направляли все свердловское студенчество. Сейчас в перспективы этого бизнеса верят, видимо, только фермеры. В последние годы они планомерно, хотя и осторожно, увеличивали посевы, нарастив в прошлом году клин на тысячу гектаров. И это притом, что даже в собственных огородах селяне устали бороться с колорадским жуком и засухой: площади под картошкой у населения сократились с 35,5 до 25,5 тысячи гектаров.

Причины опалы популярной культуры эксперты видят в слабой механизации процесса его выращивания и ценовой политике при закупке родного овоща.

- Все картофелеуборочные комбайны импортные. В свое время их покупали только богатые хозяйства, но техника не вечна, она ломается, и сейчас заменить их нечем. Использовать по старинке картофелекопалки-"маципуры" фермерам проще: и стоят меньше, и проверены десятилетиями, и выпускаются в России. Но при сборе клубней используется ручной труд, а сейчас даже с мигрантами проблемы, - поясняет Виталий Дунин, долгое время возглавлявший Союз овощеводов Свердловской области.

Но если технологические проблемы фермеры решают как могут, то падение закупочных цен на картофель осенью прошлого года стало настоящей катастрофой. Несмотря на засушливую весну, год выдался богатым на корнеплоды: урожайность картофеля выросла на 30 процентов, и селяне побили рекорд, собрав по области 260 тысяч тонн. Оставшиеся на складах запасы и большие объемы нового урожая обвалили цены. Тогда в Союзе крестьянских хозяйств сообщали о падении закупочных цен с 13 до 7-8 рублей за килограмм - это вдвое ниже себестоимости. Соответственно, ни на какую финансовую подушку при подготовке к новому сезону фермерам рассчитывать не приходилось. "В перспективе все идет к тому, что отечественный картофель пропадет с полок, а будет импортный по 100 рублей за кило", - грустно прогнозировали крестьяне.

К лету нынешнего года цена килограмма картофеля в магазинах Свердловской области дошла до 50 рублей, правда, большая часть этого товара - импорт. Так что сокращение площадей в наступившем сезоне скорее ответ на недооценку труда уральских аграриев, чем экономически просчитанный ход.

Министр АПК и потребительского рынка региона Анна Кузнецова, конечно, заверила, что ничего серьезного не произошло: виды на урожай хорошие, а объемы сбора картофеля останутся прежними за счет более высокой урожайности новых сортов. Но картофелеводству требуется государственная поддержка: слишком медленно идет в этом секторе импортозамещение. До 40 процентов используемых для посева семян до сих пор имеют зарубежное происхождение. И это несмотря на то, что близ Екатеринбурга, в Белоярском районе, расположено крупное семеноводческое предприятие. Переход на свое оказался более длительным и непредсказуемым, чем ожидалось.