В ФАС предложили запретить экспорт бензина с 1 августа
"Временное разрешение экспорта вводилось до конца июля, на данный момент продление этой меры не обсуждается", - говорится в сообщении ФАС.
В службе считают, что ограничение экспорта топлива позволит насытить внутренний рынок в период повышенного спроса.
Продление запрета на экспорт бензина связано с несколькими ключевыми факторами, говорит замдиректора Высшей школы тарифного регулирования РЭУ им. Г.В.Плеханова Иван Капитонов.
Во-первых, отмечает он, существует рост цен на внутреннем рынке, происходящий в условиях рекордного роста биржевой стоимости топлива. Таким образом, Правительство стремится стабилизировать внутренние цены. Ограничение экспорта снижает вероятность дефицита на внутреннем рынке и помогает контролировать стоимость топлива для потребителей.
Во вторых, сказал эксперт, наблюдается высокий сезонный спрос. Он традиционно растет летом из-за отпускного сезона и сельскохозяйственных работ. Запрет на экспорт позволяет направить больше топлива на внутренний рынок, удовлетворяя повышенные потребности.
В третьих, считает Капитонов, запрет связан с производственными ограничениями. "Дело в том, что нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) не успевают значительно увеличить выпуск бензина, что создает риск дефицита. Продление запрета на экспорт помогает обеспечить стабильное снабжение внутреннего рынка", - подчеркнул он.
Эксперт также обратил внимание, что запрет экспорта бензина - это часть общей стратегии правительства по поддержанию экономической стабильности и защите интересов внутренних потребителей в условиях повышенного спроса и ограниченных производственных возможностей. Власти стремятся к ручному управлению рынком бензина, чтобы предотвратить значительные колебания цен и обеспечить доступность топлива для всех категорий потребителей.
Между тем, аналитик ФГ "Финам" Сергей Кауфман в беседе с "РГ" заметил, что, в последние 3-4 недели наблюдается заметный рост оптовых цен на бензин (АИ-95 с минимумов начала июня подорожал более чем на 25%). А по словам портфельного управляющего УК "Альфа-Капитал" Дмитрия Скрябина, взлет составил почти 35% за последние 30 дней. "Оптовая стоимость премиального сорта бензина Аи-95 выросла с 51 тысячи рублей за тонну до почти 70 тысяч рублей за тонну", - говорит он.
При текущей динамике на опте проявляется угроза для рентабельности небольших по размеру контрагентов в виде перепродавцов и прочей розницы, уверен Скрябин. "В настоящее время разумно сохранять ограничения на экспорт до момента, пока не нормализуются цены оптового сектора", - пояснил эксперт.
Он также отметил, что с точки зрения экспорта нефтепродуктов российского производства доля бензина в структуре поставок небольшая, Россия в основном экспортирует дизельное топливо. Если мера по запрету на экспорт бензина приведет к существенному понижению оптовых цен на топливо, влияние также будет заметно и в параметрах выручки. Особенно это актуально для компаний с объемной долей переработки и продаж на внутреннем рынке, например, для "Газпромнефти".
Запрет экспорта бензина был введен правительством с 1 марта по 31 августа, чтобы нивелировать рост спроса в весенний и летний периоды. Однако с 20 мая было принято решение о временной отмене этого запрета из-за того, что рынок топлива был насыщен предложением.