15.07.2024 16:00
Поделиться

Напряжение падает: почему россияне стали покупать меньше электромобилей

Продажи электромобилей в России снижаются четвертый месяц подряд, что вызвано новыми правилами растаможки, а многие популярные "электрички" поставлялись в нашу страну по параллельному импорту. Официально же автопроизводители привозить к нам такие машины не спешат, поскольку доля сегмента электрокаров в РФ все еще очень мала.
Пресс-служба Evolute
В режиме подзарядки

По итогам июня россияне приобрели около 1,1 тыс. новых автомобилей, что на 1,6% выше показателя годичной давности, сообщили эксперты агентства "Автостат" со ссылкой на данные АО "ППК" и с учетом собственной сегментации. Стоит отметить, что данный результат оказался на 2,3% хуже мая, причем отрицательная динамика от месяца к месяцу в сегменте новых электрокаров фиксируется начиная с апреля.

Обусловлено это тем, что потребители спешили совершить покупку в предыдущие месяцы, опасаясь роста цен после введения с 1 апреля новых правил расчета платежа за ввоз в Россию автомобилей из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Показательно, что рекорд продаж новых электромобилей в России был установлен как раз в первом весеннем месяце 2024-го - 2,5 тыс. штук. По сравнению с ним июньский результат продаж оказался ниже в 2,3 раза, а рыночная доля сегмента "электричек" сократилась с 1,7% в марте до 0,9% в июне.

По мнению руководителя дилерского направления автомобильного маркетплейса Fresh Евгения Житнухина, ужесточение правил ввоза электромобилей в Россию по параллельному импорту и возможное увеличение утилизационного сбора могут минимизировать число импортируемых электромобилей. Однако без китайских электрокаров россияне точно не останутся, поскольку наша страна остается для Китая одним из перспективных рынков сбыта продукции своего автопрома.

Как рассказал "РГ" директор "Авилон Электро" Сергей Мелюх, в настоящее время в компании фиксируют повышенный спрос на новые электромобили, особенно учитывая, что премиальные китайские электромобили поступали на рынок по параллельному импорту, и теперь ввозить такие популярные электрокары, как Zeekr, Avatr, Li, HiPhi, Lotus и т.д. будут только физлица для частного пользования и только в РФ. Соответственно, количество таких электромобилей постепенно сокращается на рынке, и в дальнейшем можно ожидать пропорциональный рост цен на них. При этом существенного сокращения ассортимента на данном фоне не предвидится.

"Если говорить о спросе при текущей, все еще достаточно низкой доле рынка электромобилей, то выбор в пользу автомобиля с нулевым выхлопом совершается и благодаря развитию специальной инфраструктуры для них, а также наличия преференций: нулевой транспортный налог в Москве и области: бесплатная парковка в городе, проезд по платным трассам. А динамические характеристики и плавность хода в разы опережают автомобили с ДВС в соответствующих сегментах", - комментирует Сергей Мелюх.

На коротком проводке

Лидером продаж на рынке новых электромобилей в июне остается Zeekr с показателем 424 проданных машины, сообщили эксперты агентства "Автостат" со ссылкой на данные АО "ППК" и с учетом собственной сегментации. На втором месте находится Evolute (78 шт.), чьи модели производятся компанией "Моторинвест" на заводе в Липецкой области. В тройку лидеров также вошел Volkswagen (68 шт.), который с минимальным отрывом опережает своего конкурента - китайский FAW (67 шт.).

Самой популярной моделью среди электрокаров стал лифтбек Zeekr 001 - на него в июне пришлась почти пятая часть всех продаж в сегменте (доля 23%). На втором месте идет его "товарищ по бренду" - кроссовер Zeekr X, чей результат составил 94 реализованных электрокара. Замывает Топ-3 бестселлеров на рынке электромобилей в России компактвэн FAW Bestune Nat, разошедшийся в количестве 67 единиц.

По мнению руководителя пресс-службы ГК "Expocar" Александра Ковалева, развитие сегмента электромобилей в России будет зависеть от дальнейшей политики поддержки или "неподдержки" со стороны государства. Присутствие некоторых марок - чисто символическое, и предпосылок к росту числа заметных игроков в сегменте не видно. Но в то же время стоит ожидать развития истории с суббрендами уже присутствующих на рынке компаний, например, как Exlantix от Chery.

"Что касается объема рынка электрокаров, который мы увидим по итогам 2024 года, то в текущих условиях можно прогнозировать, что продажи превысят отметку в 20 тысяч новых электромобилей и более. Плюс ко всему на рынке электрокаров всегда есть выгодные предложения, что позволяет увеличивать долю продаж", - резюмирует Сергей Мелюх.