Передовая инженерная школа (ПИШ), открытая на базе ДВФУ в 2022 году, стала одной из четырёх передовых биоинженерных и биотехнологических школ России, которые призваны эту задачу решать. Все они - часть одноименного федерального проекта, который объединяет 30 отечественных передовых инженерных школ, курируется Министерством науки и высшего образования и поддерживается Правительством РФ.
Но есть и второе объяснение названия школы. "Передовая - это значит, что наши студенты учатся и работают в уже существующих научных и инженерных проектах, то есть на передовом крае науки и технологий", - говорит директор Департамента партнерств и наставничества ПИШ ДВФУ Руслан Гриценко.
Уже с первого курса студенты ПИШ, которых сейчас около 300 человек, могут стать частью инженерных коллективов, которые занимаются созданием новых технологий по заказам индустриальных партнеров школы.
Ключевой бизнес-партнер - научно-производственная группа компаний "Арника", один из крупнейших на дальневосточном рынке поставщиков кормового и пищевого сырья, добавок и оборудования для различных отраслей пищевой промышленности. Среди партнеров также известные в регионе компании "Ратимир", "Лабконцепт", "Русский краб" и "Иннофарм ДВ" - участник инновационного центра "Сколково", выросший прямо в стенах ДВФУ.
О последнем нужно рассказать отдельно. В недавнем прошлом "Иннофарм ДВ" это -стартап, в который вошли сотрудники и студенты только что образованной Передовой инженерной школы. Компания занялась беспочвенной культивацией растений методами гидропоники и аэропоники. А недавно молодые ученые разработали специальный автоматизированный комплекс, производственный модуль для вертикального выращивания листовой зелени и клубники, который позволяет давать больше 30 урожаев в год.
Вот на таких - передовых - производствах студенты ПИШ могут уже во время учебы реализовать полученные знания, а главное, практически на равных общаться с учеными из производственных компаний и отраслевых институтов. "Есть в школе несколько проектов, которые сориентированы на наших бизнес-партнеров и делаются вместе с ними. У студента есть шанс попасть в такой проект полноценным членом коллектива, пройдя определенный отбор", - отметил представитель Школы.
Кроме того, один-два раза в год студенты проходят в компаниях-партнерах стажировки, которые длятся от одного до двух месяцев. Немаловажно, что в стажировках - как, впрочем, и в учебе, и в работе в проектах - есть рефлексивная часть, когда ребята вместе с наставниками осмысляют, какую задачу они выполняли, почему они решали ее именно так, что у них получилось, что не получилось и какие знания необходимы, чтобы справиться в следующий раз.
У студентов ПИШ есть редкая возможность и самим инициировать свой проект. В ДВФУ существует стартап-студия - инвестплощадка для студентов и начинающих технологических предпринимателей. Студенты могут попробовать реализовать свою идею, зайдя с ней на акселератор, с помощью экспертов получить на нее первичное финансирование, а затем развивать как свой коммерческий проект. Так, например, 11 студентов ДВФУ в V очереди конкурса "Студенческий стартап" на поддержку своих проектов получили гранты по одному миллиону рублей. Среди них трое - представители ПИШ.
В этом году Передовая инженерная школа ДВФУ набирает 140 человек на бакалавриат и специалитет и еще 100 - в магистратуру. Что дает абитуриенту преимущества при поступлении? Директор Департамента партнерств и наставничества ПИШ Руслан Гриценко поясняет: "Во-первых, естественно, для нас важны фундаментальные знания по математике, химии, биологии и физике. Если поступающий покажет кроме них хорошее знание английского языка, вообще прекрасно. Второе - это достижения поступающего в виде участия в олимпиадах, проектных школах. Поскольку мы и сами проводим такие проектные школы, помогаем в организации олимпиад, то насколько в таких историях, наших или не наших, абитуриент участвовал, тоже для нас важно".