На машине к морю: плюсы и минусы летнего автопутешествия

Корреспондент "РГ" отправился на автомобиле из столицы на черноморское побережье и на личном опыте оценил все прелести и сложности дальней дороги.
Илья Зубко
"Пробки" в нагрузку

"Ой, зачем же вы к нам на машине поедете? Тут же такие пробки," - с нескрываемой тревогой восклицали мои сочинские знакомые в начале июня, когда я приехал в столицу зимней Олимпиады-2014 в короткую командировку и поделился планами вернуться уже надолго и на авто.

Правовые аспекты дорожного движения эксперты "РГ" разбирают в рубрике "Юрконсультация"

Причина их плохо скрываемого испуга стала понятна по пути "туда" после промежуточной ночевки в Краснодаре. На маршрут в 400 км навигатор щедро отводил 10 часов. И, к сожалению, не подвел - рассчитал дорогу очень точно.

Так что, выбрав поездку на автомобиле, первым делом настройтесь, что пробок на побережье будет много, а маршруты объезда чаще всего не предусмотрены. Поэтому просто запоминаем, что средняя скорость 35-40 км/ч на побережье с его горными серпантинами - это норма. А дорога из центра Сочи до Олимпийского парка занимает 1,5-2 часа. Впрочем, до этих мест еще надо добраться. А чтобы это сделать - хорошо подготовиться.

Вместимость и комфорт

Главный секрет успеха дальнего путешествия, конечно, сама машина. Нам для теста достался флагман "китайского Volvo" - переживший в этом году рестайлинг Geely Monjaro в топовой комплектации Exclusive. Машина, уже освоившаяся на российских дорогах и попавшая во все возможные чарты продаж в своей категории.

С вместимостью - одной из ключевых характеристик машины в большом путешествии - вопросов никаких. Багажник с солидным объемом в 562 литра "проглотил" и не заметил два больших чемодана и позволил нагрузить остальное пространство сумками поменьше. А если прибавить к этому дополнительное пространство между багажным полом и "докаткой", то загрузить этот кроссовер можно действительно основательно и без ущерба для комфорта пассажиров.

Фото: Пресс-служба Geely

Эргономика салона, качество материалов, удобство сидений (тут отдельное спасибо китайским товарищам за комбинированную отделку из приятной кожи и замши, которая в нашем климате выглядит наиболее практично и уместно) тоже полностью соответствуют премиальному сегменту. Из недостатков можно выделить разве что слишком чувствительные датчики спереди, без повода противным писком возвещающие об опасном сближении в пробках. И невозможность полностью отключить обдув в отдельных воздухозаборниках, что довольно важно для чувствительных к кондиционерам граждан.

Но на этом минусы, по сути, заканчиваются. И компенсируются жирными плюсами - ходовыми качествами кроссовера. 2-литровый двигатель с турбонаддувом в 238 лошадиных сил разгоняет эту 2-тонную громадину до 100 км/ч всего за 7,7 секунды - такой прыти достаточно, чтобы уверенно чувствовать себя на любом обгоне. Расход топлива, с учетом мощности, разумеется, тоже немаленький, но приемлемый - около 10 литров на 100 км по трассе и порядка 13 литров в реальных городских условиях.

Адаптивный круиз-контроль работает предельно четко и здорово помогает сэкономить силы, а многочисленные электронные помощники, которыми снабжена "эксклюзивная" версия авто, минимизирует участие водителя в процессе. Одним словом, долгое путешествие на "заряженной" современной машине только подчеркивает ее достоинства.

Тише едешь

Основная часть пути к Черноморскому побережью проходит по трассе М4. Выезжая на нее, настойчиво рекомендую запастись транспондером. И дело даже не в экономии - скидку дают только "местные" девайсы, тогда как приобретенные на других платных трассах тарифы не уменьшают. А общая сумма в 5000 рублей "в один конец" в любом случае не должна пугать.

Главное удобство транспондера - беспрепятственный проезд через пункты взимания платы, коих на М4 великое множество. Из-за того, что платные участки постоянно перемежаются с "обычными", шлагбаумов на пути вам встретится целых 40 - по 20 на въезд и выезд с платных участков. Нетрудно посчитать, что если брать у каждого пункта билетик и затем оплачивать очередные 200-300 рублей, то надо заложить на дорогу лишний час.

К некоторой лоскутности трассы стоит добавить жесткие скоростные ограничения - больше половины маршрута проходит под знаками "не более 90 км/ч" и камерами контроля, заботливо расставленными через каждые 5-10 километров. Прибавить газу в рамках закона получится разве что в Воронежской области и на новеньком объезде Аксая, пригорода Ростова-на-Дону.

Качество дорожного полотна тоже довольно сильно отличается, но в целом вполне достойное. И позволяет за световой день без особых страданий совершить перегон в 1200-1300 км. Хотя более новые и современные платные дороги, построенные России за последние годы, для автопутешественников выглядят комфортнее видавшей виды и плотно загруженной М4.

На ночь глядя
Фото: Илья Зубко

Пожалуй, единственное, над чем действительно стоит хорошенько поработать на таком востребованном туристическом направлении - придорожная инфраструктура. Мало кто решится ехать в тот же Сочи или Крым без промежуточной ночевки. Мотелей и мини-гостиниц, особенно в Ростовской области и Краснодарском крае, вдоль М4 не то чтобы мало. Но в большинстве своем это варианты, скажем дипломатично, не на взыскательного клиента. Поспать несколько часов за 3-5 тысяч рублей можно, но не более. В категории "выше среднего" предложений явно недостаточно, а сетевых гостиниц с понятными стандартами и уровнем сервиса на трассе не найти вовсе. Тут уместно покивать на опыт той же Франции, где по всей стране есть сразу несколько сетей недорогих придорожных мотелей, в которых можно остановиться без опасений за их качество и уют.

Вторая потенциальная "точка роста" - заправки, которые на трассе выполняют роль далеко не только места, где можно залить топливо в бак. Чистые туалеты в большом количестве, магазинчики и кафе с выбором блюд поинтереснее хот-догов и сэндвичей, детские площадки и беседки - все эти блага цивилизации явно востребованы, но на М4 пока представлены минимально. Так что выбирать места для "пит-стопов" тоже лучше осознанно и заранее, ориентируясь на отзывы побывавших в этом месте коллег-автомобилистов.

Резюмируя, поездка к морю на автомобиле - достойная альтернатива чуть более традиционным поездам и самолетам в плане комфорта, к тому же достаточно бюджетная. Общие затраты на путешествие из Москвы в Сочи и обратно составят в среднем 40 тысяч рублей, из которых 10 тысяч - платные дороги, 20 тысяч - расходы на топливо (из примерного расчета расхода 10 литров 95-го бензина на 100 км пробега и общего расстояния в 3500 км) и 10 000 рублей за две "промежуточные" ночевки, не считая питания в дороге.