Как газы, выделяемые вулканами на Земле, долетают до Международной космической станции

Вулканические газы могут подниматься на высоту до 400 км от поверхности Земли
09.08.2024 / 11:50
iStock
Вулканические газы могут подниматься на высоту до 400 километров от поверхности Земли.

Об этом свидетельствуют результаты интереснейшего эксперимента "Тест", который вот уже четырнадцать лет проводится на Международной космической станции. Он заключается в том, что во время выходов за борт станции космонавты проводят отбор проб вещества, оседающего на внешней поверхности станции во время полета. И затем в земных условиях делается химический и микробиологический анализ.

Надо сказать, что для доставки образцов на Землю разработано поистине уникальное устройство, которое обеспечивает стерильность и герметичную изоляцию проб, взятых в открытом космосе. Впервые в мировой практике космических исследований удалось реализовать регулярную доставку пыли с орбиты в естественном состоянии и оперативно многократно исследовать химический и биологический ее состав.

Изучение этих проб позволило сделать выводы о биологическом и химическом составе космической пыли на высоте 400 км над поверхностью Земли и ее источниках.

В частности, впервые так высоко были обнаружены жизнеспособные споры и фрагменты ДНК микроорганизмов, устойчивые к неблагоприятным факторам космоса. По словам ученых, эти данные чрезвычайно важны для изучения механизма рассеивания биоматериала Земли в космическое пространство, выявления "зон влияния" планет в космосе.

В эксперименте "Тест" впервые было установлено наличие следов вулканических газов на поверхности МКС. Ученые, анализировавшие осадок, неоднократно выявляли в ходе химического анализа частицы редкого металла рения и радиоизотопных элементов.

Кроме того, они почти постоянно обнаруживали в составе проб осадка составляющие вулканических газов: серы, фтора, хлора, в том числе, радиоактивных изотопов калия, цезия, урана, как в газах фумарольных полей вулкана Кудрявый острова Итуруп.

"Основную роль в их доставке на такую высоту играет грозовая активность в период развития тайфунов и вулканических извержений, а также возможное формирование джетов и спрайтов (молний наоборот), связывающих стратосферу и ионосферу, на "гребне" которых возможна быстрая инжекция аэродисперных частиц в ионосферу со сменой фазового состояния "аэрозоль-космозоль", - сообщила в интервью РИА Новости главный специалист ЦНИИмаш Елена Шубралова. По ее словам, их наличие на высоте 400 километров над Землей является фактическим подтверждением Глобальной электрической цепи".

Кстати, помимо осадка непосредственно с поверхности станции, ученые изучали сверток ткани, находившийся снаружи МКС в течение 10 лет. В нем были выявлены жизнеспособные споры гриба мукор, ранее обнаруженные в оранжерее служебного модуля "Звезда" станции. Такая находка, как подчеркивается, стала еще одним подтверждением способности этого вида сохранять жизнеспособность спор в экстремальных условиях.