Сергей Ляпунов был на скамье подсудимых вместе с митрополитом Вениамином на печально известном сфабрикованном процессе "О сопротивлении изъятию церковных ценностей", который как раз проходил в нынешнем Большом зале Филармонии (бывшее здание Дворянского собрания).
Ляпунов избежал приговора, поскольку тогда был известным композитором, на которого власти не посмели поднять руку. Прямо в зале суда им и была написана партитура хорового произведения "Богородице Дево, Радуйся", вошедшего в диптих. Вторая часть написана Михаилом Малевичем на стихи архимандрита Исаакия Виноградова. Там в одном произведении фактически соединились две эпохи. Также была исполнена оратория Михаила Малевича "Страдалец до Голгофы" , в основе которой письмо-завещание, написанное митрополитом Вениамином перед смертью, в камере тюрьмы. Письмо было адресовано другу - протоиерею Петру Ивановскому. Правнучка протоиерея Петра Ивановского Любовь и стала идейным вдохновителем и составителем литературной основы музыкального проекта.
"Просьба написать произведение, посвященное митрополиту Вениамину, было для меня неожиданным. И я воспринял задачу не просто как создание своего сочинения, а как служение церкви. Важность темы новомучеников нельзя не дооценивать. Все мы знаем, что в древней церкви были мученики, и по сути на их крови строилась церковь. Не было бы их жертвы - не было бы и христианства в том виде, в котором оно дошло до нас. В начале XX века история повторилась. Произошло отступление от веры. И гонения и кровь новомучеников российских стали залогом духовного возрождения России. Мы чувствуем, что оно уже идет сейчас и будет продолжаться", - считает Михаил Малевич.
Произведения были исполнены симфоническим оркестром Ленинградской области. Дирижировал Михаил Голиков, народный артист Кабардино-Балкарской Республики.
"Когда мне предложили участвовать - я сразу понял, что должен. Потому что нет более важной темы чем жертва человека, когда у него есть выбор между жизнью и смертью. Митрополит Вениамин не предал Христа, принял страдание и смерть, в отличие от тех малодушных, которые пытались молить своих палачей. Он с радостью пошел на смерть. И символично, что в этом зале был суд, а на улице тогда стояли толпы прихожан, которые пытались защитить своего пастыря", - подчеркнул дирижер.
Хоровые партии исполнял Большой сводный хор Санкт-Петербурга.