В Петербурге день памяти митрополита Вениамина отметили премьерой кантаты

В Большом зале петербургской Филармонии отметили день памяти митрополита Петроградского Вениамина, расстрелянных вместе с ним в августе 1922 года архимандрита Сергия (Шеина), юристов Иоанна Ковшарова и Юрия Новицкого. На общедоступном концерте впервые прозвучала прелюдия-кантата "Блажен, кто помнит..." Авторов прелюдии-кантаты двое - русский композитор Сергей Ляпунов, чье столетие со дня смерти отмечается в этом году, и современный петербургский композитор Михаил Малевич.
Композитор Михаил Малевич считает, что без жертвы новомучеников не было бы духовного возрождения России.
Композитор Михаил Малевич считает, что без жертвы новомучеников не было бы духовного возрождения России. / Татьяна Тюменева /РГ

Сергей Ляпунов был на скамье подсудимых вместе с митрополитом Вениамином на печально известном сфабрикованном процессе "О сопротивлении изъятию церковных ценностей", который как раз проходил в нынешнем Большом зале Филармонии (бывшее здание Дворянского собрания).

Ляпунов избежал приговора, поскольку тогда был известным композитором, на которого власти не посмели поднять руку. Прямо в зале суда им и была написана партитура хорового произведения "Богородице Дево, Радуйся", вошедшего в диптих. Вторая часть написана Михаилом Малевичем на стихи архимандрита Исаакия Виноградова. Там в одном произведении фактически соединились две эпохи. Также была исполнена оратория Михаила Малевича "Страдалец до Голгофы" , в основе которой письмо-завещание, написанное митрополитом Вениамином перед смертью, в камере тюрьмы. Письмо было адресовано другу - протоиерею Петру Ивановскому. Правнучка протоиерея Петра Ивановского Любовь и стала идейным вдохновителем и составителем литературной основы музыкального проекта.

"Просьба написать произведение, посвященное митрополиту Вениамину, было для меня неожиданным. И я воспринял задачу не просто как создание своего сочинения, а как служение церкви. Важность темы новомучеников нельзя не дооценивать. Все мы знаем, что в древней церкви были мученики, и по сути на их крови строилась церковь. Не было бы их жертвы - не было бы и христианства в том виде, в котором оно дошло до нас. В начале XX века история повторилась. Произошло отступление от веры. И гонения и кровь новомучеников российских стали залогом духовного возрождения России. Мы чувствуем, что оно уже идет сейчас и будет продолжаться", - считает Михаил Малевич.

Произведения были исполнены симфоническим оркестром Ленинградской области. Дирижировал Михаил Голиков, народный артист Кабардино-Балкарской Республики.

"Когда мне предложили участвовать - я сразу понял, что должен. Потому что нет более важной темы чем жертва человека, когда у него есть выбор между жизнью и смертью. Митрополит Вениамин не предал Христа, принял страдание и смерть, в отличие от тех малодушных, которые пытались молить своих палачей. Он с радостью пошел на смерть. И символично, что в этом зале был суд, а на улице тогда стояли толпы прихожан, которые пытались защитить своего пастыря", - подчеркнул дирижер.

Хоровые партии исполнял Большой сводный хор Санкт-Петербурга.