Пять фильмов Кэмерона, которые изменили мир кино

Режиссер Джеймс Кэмерон отмечает 70-летие
Даже в ряду величайших режиссеров кино Джеймс Кэмерон - мастер особенный, не имеющий равных.
Кинопоиск

Он не просто режиссер, умеющий работать с темой, материалом, актерами, фактурой, саундом, - способный из ничего, на пустом месте создать свой мир и им управлять.

Он ученый-исследователь. Человеческих характеров и морских глубин. Земной тверди и наших фобий. Он реально участвует в научных экспедициях, включая опасные, подводные. В 2012 году Кэмерон стал первым человеком, совершившим одиночный спуск на дно Марианской впадины, самой глубокой части океана Земли, в батискафе Deepsea Challenger. Делая фильм о планете Пандора, он устраивал для актеров многодневные лесные походы - чтобы они учились жить вне цивилизации, иначе ходить, чувствовать себя в мире иных измерений и тяжестей. Перед фильмом "Титаник" он зафрахтовал российское научно-исследовательское судно "Академик Келдыш" и запускал в пучины его аппараты для глубинных экспедиций. Делая свое кино, он изучает проблемы экологии и бьет тревогу относительно бедственного состояния мирового океана.

Он пристально изучает возможности компьютера в применении к созданию кинофильма, фактически переворачивая и продвигая далеко вперед всю практику современного кинопроизводства. И нет такой новинки в цифровом мире, которую он тут же не приспособил бы к созданию фильма.

Он неутомимый экспериментатор-первопроходец. В "Терминаторе-2. Судный день" он первым применил цифровой метод съемки. В "Аватаре-2. Путь воды" первым познакомил мир с новой технологией 48 кадров в секунду. Обычно кино снимается со скоростью 24 кадра в секунду; удвоенная скорость позволяет создать ни с чем не сравнимое ощущение полного отсутствия экрана - зритель как бы погружен в пространство фильма.

Он как никто из режиссеров знает силу воздействия документа, переплавляемого в воображаемый - но уже как бы документальный - мир. Так произошло в оскароносном фильме "Титаник": затянутые илом интерьеры реального судна, пролежавшего много десятилетий на океанском дне, как бы очищались машиной времени, и мы переносились в день его отправления в свой первый и последний трагический рейс. После чего достоверность происходящего в фильме резко возрастала, и мы смотрели эту трагическую историю почти как документ истории. Кэмерон в дальнейшем не раз возвращался к этой будоражащей воображение трагедии - в частности, в документальном 3D-фильме "Призраки бездны", где он пытался воскресить тени событий на реальном, лежащем на дне судне.

Кэмерон стал первопроходцем и в 3D-кино. Все попытки делать стереофильмы до "Аватара" и после него не могут состязаться по силе впечатления с этой новаторской картиной 2009 года. Там применены все новейшие для того времени разработки использования оптики и цифрового оборудования, а также многоканального звука, когда зрителям казалось, что травы Пандоры шуршат у них под ногами, а воздух полон неземных звучаний. В этом фильме Кэмерон не только изощренный технолог, но и великий сказочник.

Во второй части франшизы "Путь воды" зал буквально захлестывают океанские стихии, эффект реального присутствия в этом невероятном царстве водных просторов не имеет себе равных. Разумеется, это все ощутили зрители, видевшие картину в ее адекватном воспроизведении - в кинотеатре с современным проекционным и звуковым оборудованием. Потому что прежде, чем стать чудом художественного творчества, вся франшиза являет собой чудо техники и пример фантазии, способной это чудо использовать и осуществить.

Создать фантазийный мир таких масштабов - еще не все. В него нужно вписать живого человека - актера, играющего роль непостижимого существа. Технологии "захвата движения", когда компьютер фиксировал каждое движение, мимику, пластику актера в студии и потом воплощал это движение уже в новом обличье, еще только делали первые шаги, а Кэмерон уже вовсю пытался их использовать в создании таких картин, как "Правдивая ложь", "Алита: боевой ангел", где он был продюсером, или тот же "Аватар". И был нужен особый талант художника, чтобы сообщить возникшей в результате цифровой кукле многоплановый и реалистичный характер живого зеленого существа с пусть инопланетной, но трогающей душу судьбой.

Кадр из фильма "Правдивая ложь". Фото: kinopoisk.ru

Его фильмы неизменно ошарашивали публику необычностью, они ломали все сложившиеся каноны и представления о возможностях кино, они каждый раз становились зрелищем доселе невиданным созданием художника-перфекциониста, не терпящим решений половинчатых, компромиссных. И там, где иной режиссер удовлетворенно прокричал "Снято!", он всегда упорно добивался совершенного выполнения своего замысла: зрителям полработы не показывают. Поэтому выпуск его картин на экран так часто откладывался: ему важно не повторить успех, а его развить и пойти дальше, в неведомое.

И публика жадно приникла к этому источнику новых художественных идей: три фильма Кэмерона вошли в четверку самых кассовых фильмов всех времен: "Аватар" (2009), "Аватар: Путь воды" (2022) и "Титаник" (1997).

Нельзя не упомянуть и о его безусловном таланте бизнесмена - основателя нескольких компаний, рекордно успешного продюсера и режиссера, самого высокооплачиваемого деятеля в Голливуде.

В кинематограф Кэмерон тоже пришел нестандартно: посмотрев в 1977 году "Звездные войны", он решил бросить работу водителя грузовика и занялся кино, сразу начав с технологий - делал визуальные эффекты, в частности, для фильма Джона Карпентера "Побег из Нью-Йорка".