20 августа, 19:18

В России покупатели начали активно платить с помощью универсального QR-кода

Россияне совершили уже более 1,5 млн платежей с помощью универсального QR-кода. Пилотный проект по внедрению этой технологии проводит Национальная система платежных карт (НСПК). Участвуют в нем, как отмечает пресс-служба компании, 20 банков, 75% из которых уже проводят оплату с помощью новой технологии. Банки и эксперты, опрошенные "Российской газетой", рассказали о ее перспективах.

Главное, чтобы люди выбирали самостоятельно способ оплаты и банки их не путали, считают в ЦБ.
Главное, чтобы люди выбирали самостоятельно способ оплаты и банки их не путали, считают в ЦБ. / Сергей Михеев/РГ

Действует возможность оплаты универсальным QR-кодом уже в 74 тыс. торговых точках - как в региональных, так и в федеральных сетях, указывают в НСПК. Как сообщили в пресс-службе компании, унифицированный QR-код позволяет покупателю выбрать сразу несколько вариантов оплаты: по системе быстрых платежей (СБП), pay-сервисом банка или даже рассрочкой, а в будущем и цифровым рублем. Достаточно навести камеру, и на экране появятся все доступные способы. То есть он объединит платежные инфраструктуры любого банка.

НСПК объявила о старте пилотного проекта в июне 2024 года. "Торгово-сервисные предприятия, подключившись к решению НСПК, могут вывести универсальный QR-код любым удобным способом: на экране терминала, распечатать код, в том числе и на бумажном предчеке", - говорят там.

Появление универсального QR-кода значительно улучшит клиентский опыт как для граждан, так и для бизнеса, говорят в Россельхозбанке. Клиенту больше не нужно будет задумываться о том, код какого сервиса сканировать при оплате, отметила зампред правления банка Елена Батурова.

Универсальный QR будет востребован по нескольким причинам, рассказал "РГ" Олег Комлик, директор подразделения "Цифровые продукты для бизнеса" банка "ДОМ.РФ". "Первое - данный вид клиентского сценария достаточно популярен в России и понятен нашему потребителю. Второе - универсальные QR-платежи будут совместимы с системой быстрых платежей (СБП), а значит, такой вид платежа будет доступен пользователю любого онлайн-банка", - отмечает эксперт.

Идея универсального QR-кода появилась из необходимости улучшить клиентский опыт при использовании альтернативных методов оплаты, объяснила "РГ" Эряния Бочкина, аналитик Банки.ру. "В какой-то момент сложилась ситуация, когда, во-первых, покупателю на кассе в принципе предлагалось несколько инструментов безналичного расчета, во-вторых, даже среди них было больше одного QR-кода. - говорит она. - Это приводило к тому, что клиент мог не понимать до конца, платит он через банк или СБП и какие бонусы за это получит (или не получит вовсе)".

В этом плане универсальный код решает проблему. Он позволяет единожды установить источник списания средств на все покупки по такому коду. "Поэтому можно ожидать, что концепция пойдет на пользу и продавцам, и клиентам, так как улучшит прозрачность платежей и снизит вероятность возникновения недопониманий", - полагает она. Это подтверждают и в ВТБ. Как отмечает пресс-служба банка, клиенты сейчас не всегда понимают, какой QR-код им предлагают - одного из банков или все-таки СБП. Появление универсального позволит сделать процесс оплаты более понятным, а также ускорить его, считают там.

Главное, чтобы люди выбирали самостоятельно способ оплаты и банки их не путали, говорила первый зампред Банка России Ольга Скоробогатова. Если не реализовать унифицированный "кьюар", человек будет иметь по 15-20 QR-кодов для оплаты товаров и услуг, что сделает неудобными безналичные операции, отмечала она.

Новый способ оплаты заработал на кассах нескольких торговых сетей - крупных клиентов банка, поделились в ВТБ. В банке "ДОМ.РФ" отмечают, что одними из первых к пилотированию универсального QR-кода подключились небольшие торговые точки: несколько предприятий быстрого питания и цветочные магазины.

Он окажется эффективным не только для бизнеса, но и для банковского сектора, говорят в ВТБ. Банки по-прежнему имеют возможность развивать собственные программы лояльности для покупателей и начислять кешбэк в зависимости от выбора клиента. То есть доминирования СБП не будет. При этом консорциум банков все же планирует развивать свой единый QR-код параллельно решению ЦБ и НСПК. Задачи у них понятны: интегрировать новые сервисы, сценарии оплаты в этот выбор.

"Некоторыми банками действительно высказывались опасения по поводу того, что централизованное продвижение регулятором общего QR-кода окажет дестимулирующее воздействие на желание участников рынка разрабатывать и внедрять собственные инновации и ослабит конкуренцию", - подтверждает Бочкина. Однако последние обсуждения, по ее словам, позволяют надеяться, что компромисс найдется.

Поделиться

Психология денег: как эмоции влияют на финансовые решения? Пройдите тест "РГ"

Пройти тест