21.08.2024 13:32
Поделиться

Экскурсии "под развод": Как посмотреть на мосты в Петербурге с воды и не нарваться на мошенников

Развод мостов в Петербурге собирает аншлаги даже после сезона белых ночей
Летом жизнь на воде в Северной столице не замирает круглые сутки. Прогулочные теплоходы и катера плотно идут друг за другом, будто автомобили на загруженной трассе. Но если днем - при условии хорошей погоды - трафик более-менее равномерный, то после полуночи наступает час пик: развод мостов. У главных переправ собираются толпы зрителей на берегу и целые флотилии судов на реке. Их не становится меньше даже в августе, когда белые ночи давно закончились.

Самые популярные "герои ночных спектаклей" - Дворцовый, Троицкий и Благовещенский мосты. На набережных публика собирается задолго до начала. В основном это туристы, но немало и петербуржцев, которым тоже нравится смотреть на инженерное чудо - подъем огромных пролетов. Народ быстро занимает лучшие точки обзора, делает пробные снимки. На "разогреве" выступают уличные музыканты - им тоже достается внимание. Но вот наступает час икс: звучит классическая музыка, как в настоящем театре, и казавшийся незыблемым мост оживает. Зрители замирают, десятки рук со смартфонами тянутся ввысь.

- Часто приезжаю в Петербург, и летом разведенные мосты - обязательный пункт программы, - рассказывает архангелогородка Светлана Осипова. - Это всегда особая атмосфера, я будто заряжаюсь энергией. Но с берега смотреть не люблю: у центральных мостов собирается слишком много людей, трудно занять хорошее место, приходится наблюдать из-за спин. Я беру ночную экскурсию на речной трамвайчик. Там обычно тоже аншлаг, но все рассаживаются по своим местам и не мешают друг другу.

У тех, кто смотрит шоу с воды, две задачи: заранее купить билет на теплоход и вовремя прийти на посадку. Дальше от них уже ничего не зависит - точку обзора занимает капитан. При этом до бортов соседних судов рукой подать: словно в пробке на кольцевой! Атмосфера на теплоходах примерно такая же, как на берегу, но у их пассажиров есть преимущество перед "сухопутными" зрителями: суда не только стоят перед разведенными мостами, но и проходят под ними.

Цены на экскурсии "под развод" очень разные. Билет на большой двухпалубный теплоход обойдется в 1600-1700 рублей: в двухчасовой маршрут входят четыре моста. Прогулка с музыкой и едой будет дороже - около 2500 рублей. Любители более камерных вариантов могут снять катер примерно за 35 тысяч рублей - это общий билет на компанию до 11 человек.

Но смотреть на мосты с воды тоже нравится не всем. Например, супруги Алла и Виктор из Нижнего Новгорода, арендовавшие катер, отметили, что ночью Нева была не очень спокойна, а столпотворение судов усиливало ощущение тревожности. Ситуацию усугублял тяжелый "топливный" запах от работающих двигателей. В итоге все это мешало любоваться зрелищем.

Как уже сообщала "РГ", в Петербурге выросло число водных ДТП. В темное время суток риски только возрастают. Кроме того, туристы, помимо развода мостов, могут столкнуться с разводом самих себя на деньги: ушлые дельцы порой пытаются продать им экскурсии гораздо дороже, чем они стоят на самом деле. Поэтому билеты на теплоходы лучше всего покупать на сайтах перевозчиков или в кассах у причалов.

Что касается самих петербуржцев, то им "мостовой" ажиотаж, как показал небольшой опрос, практически не мешает.

- Вот раньше действительно были проблемы: мосты развели - домой не добраться, - вспоминает 48-летняя Ольга Трубина. - Но в этом были и свои плюсы - мы всегда могли объяснить родителям свое позднее возвращение домой. А с тех пор как построили неразводной вантовый мост и Западный скоростной диаметр, проблема вообще отпала: по ним можно добраться в любую точку города во время разведения других переправ.

А как же неизбежный ночной шум у самых востребованных мостов? На него особо некому жаловаться, поскольку жилых домов в тех районах практически нет. А те переправы, у которых живут люди, обычно не собирают так много зрителей.

Но некоторые претензии у местных жителей все-таки есть:

- Мы с дочкой любим гулять по историческому центру, и на подходе к набережным начинают одолевать зазывалы на водные экскурсии, - отмечает Наталья Коткина. - Порой они очень навязчивы. Я все понимаю: за лето им надо заработать на весь год. Но если мы говорим "нет, спасибо", почему некоторые продолжают настаивать? Мне кажется, надо ввести какие-то правила для таких распространителей.

Однако положительных эмоций от бурлящей жизни на реках, каналах и мостах Петербурга все-таки больше, причем у всех - и гостей города, и его жителей. Тем более что она так коротка: еще немного - и все затихнет до новой навигации.

Кстати

Бывалые наблюдатели советуют смотреть на разведение мостов не прямо возле них, а с некоторого расстояния. Иначе можно увидеть только сплошное полотно поднимающегося пролета. Так, развод Дворцового моста лучше всего смотрится с Адмиралтейской набережной.

Кроме того, стоит обратить внимание на переправы, расположенные не в историческом центре. Например, без большого скопления людей можно понаблюдать за разведением очень красивого Большеохтинского моста со Свердловской набережной. А с площади Ленина перед Финляндским вокзалом открывается вид на Литейный мост.