Напомним, в 2021 году ФНС поменяла подход к налогообложению платиноидов: сумму НДПИ начали считать, умножая налоговую базу на ставку и рентный коэффициент. Последний ввели, чтобы сбалансировать маржинальности добычи разных полезных ископаемых. Для концентрата драгметаллов утвердили ставку шесть процентов и к-ренту 1, однако на практике налоговые органы трактовали концентрат платиноидов как чистую платину и применяли коэффициент 3,5.
С проблемами столкнулись артели, разрабатывающие россыпные месторождения в Свердловской и Челябинской областях: у них фискальная нагрузка выросла до 22,7 процента от выручки. Недропользователи в поисках справедливости пошли в суд, "РГ" подробно следила за этими перипетиями в 2022-2023 годах. Проблема носила системный характер, целый ряд добывающих компаний, которые являются ключевыми налогоплательщиками в моногородах и поселках, заявили, что вынуждены отказаться от лицензии либо заморозить проекты. Их деятельность становилась экономически невыгодной, ведь при одинаковых затратах на разработку (нужна лицензия, договор аренды лесных участков, проведение специальных технических работ и последующая рекультивация).
Учетные цены ЦБ на драгметаллы сильно отличаются. Так, на середину августа они были равны 7301 рублю за грамм золота и всего 2794 рублям за грамм платины.
"Проблему к-ренты обсуждали на заседаниях инвесткомитета, совета по развитию МСП, включили в доклад уполномоченного по итогам 2023 года. От Свердловской области направили обращение в Минфин РФ. В течение прошлого года состоялось несколько встреч. Наконец решение принято. Подход, предложенный в 259-ФЗ от 07.08.24, полностью учитывает предложения предпринимателей, согласуется со сложившейся судебной практикой", - подчеркивают в аппарате бизнес-омбудсмена.