Как известно, 2024 и 2025 годы объявлены в России и Китае перекрестными Годами культуры.
Выставка, которая проходит в Музее культуры шаньсийского купечества, в городе Тайюань - столице провинции Шаньси, весьма интересным образом показывает, как китайский чай и все, связанное с ним, было переосмыслено в России и тем самым обогатилось.
Нетрудно заметить, что наш способ пить чай - от заваривания до сервировки и стиля общения за чаем - очень сильно отличается от китайского. Но и для России, и для Поднебесной чайные "церемонии" остаются важной частью национальной культуры.
- Для русских чай - это символ теплой, дружеской, семейной атмосферы. Первое, что предложат гостю в русском доме, - чай, - рассказали корреспонденту "РГ" в музее. - Русское чаепитие всегда неспешное и сопровождается обильной закуской. Изобилие - еще один символ русского гостеприимства.
Поэтому в качестве главного образа выставки была выбрана картина Бориса Кустодиева "Купчиха за чаем", из собрания Русского музея, которую можно считать квинтэссенцией феномена русского чаепития.
В Музее культуры шаньсийского купечества существует своя большая постоянная экспозиция, посвященная истории чая и функционированию китайской части Великого чайного пути. А выставка Русского музея в течение года будет знакомить посетителей музея с российской частью Великого чайного пути и, шире - с тем, какое значение оказало появление чая на русскую культуру. На девяти больших планшетах, формат которых позволяет на небольшой площади разместить значительное количество иллюстративных и информационных материалов, - красочные изображения в сопровождении текстов о Великом чайном пути, сложной доставке чая через континент, о том, как продавался чай на территории России и как его пили.
Один из планшетов посвящен самоварам - которые тоже пришли в Россию с Востока. Практически до середины ХХ века в нашей стране самовар был главным символом чаепития - "генералом стола". Самые знаменитые - тульские, и на планшетах посетители выставки увидят самовары фабрики Василия Ломова и фабрики братьев Воронцовых, фарфоровую декоративную скульптуру "Чаепитие", расписанную в технике гжели, картины русских художников с изображениями самоваров.
Не менее интересным, чем художественное осмысление темы чаепития, для китайской публики может стать знакомство с реальной жизнью России конца XIX - начала ХХ века, запечатленной фотографами. Бурный расцвет фотографического искусства на рубеже веков оставил нам огромное количество снимков чайных сцен в повседневной жизни, в экспозицию вошли фотографии посетительницы чайной-закусочной N 2 объединенного кооператива в Ленинграде и снимок "Художник Илья Ефимович Репин (1844-1930) в кругу семьи на веранде. Пенаты". В советское время фотографы также фиксировали развитие массового производства и торговли, связанных с чаепитием: например, покупку чайного сервиза, произведенного на знаменитом Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге. Фотографии сервизов как произведений искусства на выставке тоже есть.
Интереснейшая для современного зрителя грань искусства - реклама. В старинных петербургских квартирах и сегодня можно иногда встретить бережно сохраняемые жестяные коробки из-под чая, в которых хранят, к примеру, старые письма или пуговицы. А ведь оформлением этикеток, оберток, вкладышей, плакатов на темы чая занимались в том числе известные художники. Часто они изображали сюжеты, связанные с Великим чайным путем: караваны, живописные виды Китая, Кяхты, Маймачена, но на выставке представлена этикетка чайной коробки с видом Нижнего Новгорода - Большой нижегородской ярмарки. Пример советского авангарда - плакат Дмитрия Тархова: "Чай и кофе высшего качества" 1925 года.
Чайные сцены становились и сюжетами художественных открыток, или открытых писем, сопровождаемых надписями в виде русских пословиц и лубка. Работы Елизаветы Бем - цветные открытки с пословицами с изображением детей - были невероятно популярны в свое время. На выставке представлена открытка "Выпьем чайку, позабудем тоску!": крестьянские дети не старше пяти лет сидят у самовара как взрослые.
Основой планшетной выставки стала коллекция Русского музея, которую дополнили фотографии, предоставленные РОСФОТО и Российским этнографическим музеем, изображения этикеток и рекламы чая из Российской национальной библиотеки и из частной коллекции Елены Бакалдиной.
- Выставку сопровождает видеофильм с использованием изображений из коллекции Русского музея, Российского этнографического музея, РОСФОТО, Российской национальной библиотеки, в который включен обширный материал на тему истории Великого чайного пути и истории бытования чая в России, не вошедший в основную экспозицию, - добавили в музее.
Выставочный проект продлится до 27 июня 2025 года.
В рамках выставочного проекта "Великий чайный путь. Отражение в русской культуре" в Музее культуры шаньсийского купечества открыт виртуальный филиал Русского музея. Предложение о его создании поступило от китайских коллег, заинтересованных в развитии культурных связей между Россией и Китаем. Посетители могут совершать виртуальные прогулки по залам музея, заглядывать в реставрационные мастерские и слушать экскурсии и лекции, посвященные русским художникам и их работам. Для детей и молодежи будут проводиться групповые занятия, в том числе выездные.
Сейчас в шаньсийском филиале Русского музея проходит VR-выставка "Дом и семья" на китайском языке, которая знакомит с традиционными семейными ценностями нашей страны на основе произведений русских художников XIX-XX веков.
- Уже осенью этого года, в год 270-летия со дня рождения императора Павла I, посетители смогут в шлемах виртуальной реальности познакомиться с резиденцией "Русского Гамлета" - Михайловским замком, его историей и уникальной архитектурой, - рассказали в музее. - А для любителей технологии дополненной реальности планируется организация мобильных планшетных выставок, созданных на основе художественной коллекции Русского музея.