26.08.2024 00:00
Поделиться

Простые правила, чтобы избежать ДТП: на что обращать внимание на пешеходных переходах и перекрестках

Как сделать безопасными переходы и перекрестки
В 2023 году несоблюдение очередности проезда перекрестков на российских дорогах побило рекорд в качестве причины ДТП. В Госавтоинспекции всего за пять месяцев насчитали более 7,6 тысячи аварий на перекрестках, совершенных по вине водителей. Почти две трети таких аварий произошло на нерегулируемых пересечениях дорог из-за игнорирования водителями правила "правой руки". Как снизить аварийность на этих участках дорог?

Из двух зол ни одно не меньше

В большинстве случаев авария - следствие того, что кто-то нарушил правила. Или пешеход побежал на красный сигнал светофора, или водитель не снизил скорость перед пешеходным переходом и тоже проскочил на красный и многое другое.

По статистике Научного центра безопасности дорожного движения МВД, за первые шесть месяцев 2024 года на нерегулируемых переходах в России случилось 3 958 аварий, в них погибли 148 пешеходов. На регулируемых пешеходных переходах автомобилисты совершили 1 862 наезда на пешеходов, погибли 106 человек.

Ошибки допускают и пешеходы, и водители, только последствия для них разные: для первого - травмы и потенциальная гибель, для водителя - уголовное наказание. Разберем трагические ошибки всех участников аварий с пешеходами на переходах.

Ошибки пешеходов
  • Не следуют запрещающему сигналу светофора, перебегают дорогу на "красный". Как ни странно, часто такую смертельную беспечность проявляют не натренированные спортсмены с хорошей реакцией, а пожилые люди, пешеходы с детьми, женщины с колясками.
  • На перекрестках без светофоров неправильно оценивают расстояние до приближающегося автомобиля. Безопасное расстояние до автомобиля (при условии, что он движется с разрешенной в городе скоростью 60 км/ч) составляет около 100 метров. На деле же пешеходы обычно выбегают на дорогу в 10-30 метрах от автомобиля, заставляя водителя экстренно тормозить.
  • При переходе многополосной дороги не проверяют, пропускает ли их транспорт на каждой полосе. Многие пешеходы так уверены в своем приоритете на пешеходном переходе, что без сомнения переходят дорогу, увидев остановившийся автомобиль на первой, ближайшей к ним полосе. К сожалению, они не учитывают, что их мог не заметить водитель, который едет по соседней полосе, и они встречаются ровно в тот момент, когда он подъезжает к переходу.
  • Невнимательность и отсутствие привычки оценивать ситуацию на дороге. Наушники, переписка в мессенджерах во время перехода дороги, нежелание посмотреть по сторонам - все это типичные ошибки пешеходов, которые сами никогда не были за рулем и не знают, что автомобиль не останавливается в одно мгновение, и не слышали о тормозном пути. К сожалению, эта неграмотность часто стоит людям жизни.
  • Переезжают переход на велосипеде или самокате, не спешившись.
  • Не используют светоотражающие элементы в темное время суток.
Ошибки водителей
  • Не снижают скорость перед пешеходным переходом и не останавливаются для пропуска пешеходов. Разметка и знаки усиленно предупреждают водителей о приближении к переходу, но некоторые все равно их игнорируют, а также не успевают среагировать на изменение сигнала светофора.
  • Не пропускают пешеходов сразу после левого или правого поворота. Водители настолько увлечены своим маневром при повороте или уверены в своем приоритете, что, случается, забывают: главный на пешеходном переходе - идущий человек.
  • Не предсказывают поведение пешеходов. Человек на пешеходном переходе способен на непредсказуемые поступки: ускориться, замедлиться, споткнуться, передумать и пойти обратно. Поэтому есть строгое правило: не проезжать переход, пока человек не перешел на другую сторону и не покинул "зебру".
  • Не обращают внимания на соседние автомобили, которые тормозят перед переходом.
  • Не пропускают пассажиров трамваев на остановках посреди проезжей части.
  • Не учитывают свой тормозной путь в разное время года и в разных погодных условиях. В метель, гололед, дождь, в условиях плохой видимости автомобиль будет тормозить по-разному, а если перед ним пешеход, каждый сантиметр тормозного пути становится решающим.

Между собой автомобилисты тоже ошибаются, и чаще всего - на нерегулируемых перекрестках из-за несоблюдения очередности проезда. Напомним: на равнозначных перекрестках действует правило "помеха справа" - преимущество у водителя справа. При повороте налево или развороте пропускаем встречный поток и тех, кто поворачивает направо.

На перекрестках с приоритетом смотрим на знаки главной и второстепенной дороги. Если мы на второстепенной дороге - уступаем тем, кто едет по главной. Если мы на главной - едем первыми, но проверяем, помнят ли правила и уступают ли нам водители со второстепенной дороги.

Кто контролирует переходы?

"Цена ошибки" пешеходов и водителей на переходах прописана в КоАП. Водитель, который не пропустил пешехода, заплатит штраф от 1 500 до 2 500 рублей. Пешеход, который перешел дорогу в неположенном месте, прошел на красный свет или создал помехи транспорту, заплатит штраф от 500 до 1 000 рублей, если рядом окажется инспектор ГАИ. Зафиксировать нарушение водителем может сотрудник Госавтоинспекции или камера фотовидеофиксации, установленная на пешеходном переходе.

Чтобы определить, уступил водитель дорогу пешеходу на нерегулируемой "зебре" или нет, комплекс рассчитывает путь движения автомобиля и пешехода. Если их пути пересекаются, камера делает первую фотографию: на ней автомобиль находится еще вдалеке, а пешеход уже начал движение по "зебре".

Далее комплекс измеряет темп движения пешехода и скорость автомобиля. Если темп движения пешехода изменяется или человек вовсе останавливается, а автомобиль при этом продолжает движение, то делается второй кадр. В целом камера дает возможность однозначно оценить, нарушил ли водитель правила дорожного движения, не уступив дорогу пешеходу.

А если пешеход только подходит к переходу или идет по нему на стороне встречного движения, то есть он еще далеко от автомобиля?

"Это технические вопросы, у разных производителей комплексов фотовидеофиксации решение реализовано по-разному. По поводу тех комплексов, которые установлены в Московской области, "Азимут 4", могу сказать, что в случае, если пешеход вступил на пешеходный переход или подошел к нему, это еще не значит, что будет вынесено постановление о штрафе. Траектории пешехода и автомобиля должны сойтись в какой-то точке. Если человек стоит у пешеходного перехода и, к примеру, воду пьет, а автомобиль проезжает мимо, то комплекс не зафиксирует это как нарушение", - прокомментировал директор департамента безопасности дорожного движения и аналитики "МВС Груп" Александр Домбровский.

Комплексы фотовидеофиксации к тому же дисциплинируют водителей и заставляют снижать скорость перед пешеходным переходом. Каждый сброшенный километр увеличивает шансы пешехода при столкновении: в момент удара именно от скорости автомобиля зависит, выживет ли пешеход. Так, при столкновении на скорости 80 км/ч погибают 75% пешеходов, на скорости 51 км/ч - 25%, на скорости 37 км/ч - 10%.

Снижать скорость также помогают искусственные неровности. Их устанавливают перед школами, детскими садами и другими социально значимыми учреждениями. Но там, где искусственную неровность установить невозможно, самой эффективной мерой снижения аварийности остаётся установка комплексов фотовидеофиксации.

Ученые НИУ ВШЭ выяснили, что применение камер в два раза снижает количество столкновений и аварий с наездами на пешеходов. Особенно эффективны комплексы в летний период, когда при хороших погодных условиях автомобили развивают высокую скорость.

Эффект от работы комплексов уже проанализировали в Москве, где количество аварий на "зебрах" за четыре месяца 2024 года снизилось почти на 8%, а число погибших в таких ДТП - на 50%. В столичном дептрансе сообщили, что водители стали внимательнее: число нарушений с их стороны по непропуску пешеходов снизилось на 26%.

Заместитель мэра Максим Ликсутов связал этот эффект напрямую с работой комплексов фотовидеофиксации, которые установлены на 109 пешеходных переходах города и приучают водителей всегда отдавать приоритет пешеходам.

Безопасность на перекрестках

Повышать безопасность дорожного движения на перекрестках удаётся с помощью улучшения организации движения, разделения транспортных потоков на отдельные полосы, установки светофоров, дорожных знаков и нанесения разметки для ориентирования водителей. Установка фонарей на перекрестках улучшает видимость в темное время суток и снижает риск аварий.

Мер много, правила безопасного проезда перекрестка также всем известны, но, к сожалению, не все водители их соблюдают, отсюда и ДТП. И тут на помощь Госавтоинспекции также приходят камеры, которые фиксируют признаки сложных нарушений ПДД, таких как выезд на перекресток в случае затора, проезд на красный сигнал светофора, поворот направо не из крайнего правого положения, пересечение разметки, обозначающей "островок безопасности" и многое другое.

Как же комплекс фотовидеофиксации определяет, к примеру, проезд на красный сигнал светофора? Очень просто. Итак, на перекрестке установлена камера. Она подключена к дорожному контроллеру, который переключает сигналы светофора. Этот же контроллер передает информацию о том, что включена красная фаза светофора на камеру. В этот самый момент в дело вступает камера, которая делает две фотографии: первую - когда автомобиль находится перед светофором, вторую - когда автомобиль уже проехал перекресток.

Как отмечает Александр Домбровский, в доказательную базу обязательно включаются фотоматериалы, на которых видно, что в момент пересечения перекрестка данным автомобилем горит красный сигнал светофора. Кроме того, нарушение всегда записывается на видео.

Современные решения организации дорожного движения, новые технологии и строгий контроль работают на снижение аварийности на российских дорогах, но больше всего безопасность зависит от водителей и пешеходов. Лучше подождать несколько секунд, пока загорится зеленый свет. Лучше плавно сбросить скорость до перехода. Цена спешки на перекрестке и переходе, к сожалению, слишком высока, не стоит ее платить.