26.08.2024 18:26
Поделиться

Французский политолог: страну ждут репутационные потери после задержания Дурова

Скандальная история с задержанием Павла Дурова в аэропорту Ле Бурже под Парижем явно затягивается. Как стало известно, первоначальный срок содержания под стражей, а это 24 часа, увеличили вдвое. Не исключено, что его продлят до 96 часов. То есть общей сложности на четверо суток, прежде чем глава популярнейшего мессенджера предстанет перед судьей, который определит, оставить ли его за решеткой или отпустить под юридический контроль на то время, пока ведутся следственные действия.
В соцсетях множатся призывы к Макрону освободить Павла Дурова (на фото - активист у посольства Франции в Москве).
В соцсетях множатся призывы к Макрону освободить Павла Дурова (на фото - активист у посольства Франции в Москве). / РИА Новости

Судя по всему, многое зависит от позиции прокуратуры Парижа, которой было передано дело Павла Дурова. Однако на момент подписания этого номера никакого заявления по этому поводу сделано не было. По сообщениям местной прессы, расследованием сейчас занимается подразделение французской жандармерии, специализирующейся на киберпространстве, а также агенты Национального управления по борьбе с мошенничеством. В то время как Павел Дуров ждет своей участи под присмотром французских надзирателей, ничего не известно о судьбе Юлии Вавиловой, которая прилетела вместе с ним из Баку в Париж. Информации о ее задержании в местные СМИ не попадало. Вавилова, а она называет себя в соцсетях криптоинвестором и стримером, сопровождала Дурова также в поездках в другие страны, в частности, в Казахстан.

Посольство России вот уже вторые сутки подряд требует от французских властей предоставить всю необходимую информацию по этому делу. Как сообщили "Российской газете" в нашем дипломатическом представительстве, оно "неоднократно обращалось к французской стороне, но до сих пор официальных ответов на заданные вопросы не поступило". В интервью RT лидер французской партии "Патриоты" предположил, что Дуров мог получить гарантии, что у него не будет проблем с законом при посещении Франции. Но затем его обманули. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков опроверг слухи о встрече создателя Telegram c Владимиром Путиным в Баку. "Мы не слышали пока никаких официальных заявлений. Нужно дождаться прояснения ситуации, что именно пытаются инкриминировать Дурову",- сказал Песков.

Расследованием дела Дурова занимается подразделение жандармерии, которое специализируется на киберпреступности

"Российская газета" попросила поделиться своими соображениями о происходящем с Дуровым директора парижской Высшей школы социальных наук Жака Сапира.

Много ли во Франции пользователей Telegram и какова их реакция на задержание Павла Дурова?

Жак Сапир: По некоторым оценкам, таких пользователей от пяти до семи миллионов человек, хотя гораздо большее распространение мессенджер получил в странах Азии. Если коротко, то реакция крайне негативная. О чем говорят люди? Об атаке на право волеизъявления, на свободу слова. Французы, которые пользуются как Telegram, так и соцсетью Х (запрещена в РФ), испытали настоящий шок и, понятно, возмущены действиями инициаторов этой скандальной акции. Они разделяют мнение Илона Маска, который написал, что Дурова задержали отнюдь не за какие-то преступные акции, а за то, что отказался сотрудничать с полицией Франции и США.

Целый ряд экспертов сейчас говорят о том, что с таким же успехом можно было обвинить автогигант Mercedes в том, что их машины используют преступники. И что же теперь главу Mercedes также сажать под арест? На что стоит еще обратить внимание? Евросоюз, а конкретно комиссар по промышленным вопросам Тьерри Бретон, в свое время вступил в борьбу с Илоном Маском, пытаясь заставить его подчиниться правилам Евросоюза, и проиграл. Американец оказался ему не по зубам. Так что, как пишут многие, арест Дурова - это своего рода попытка реванша со стороны Тьерри Бретона. Мол, не смог справиться с Маском и решил отыграться на главе Telegram.

Как вы считаете, эта громкая история отразится на имидже Франции?

Жак Сапир: Не исключено. В любом случае резко отрицательная реакция Маска может иметь последствия. Напомню, что он был гостем Макрона, обещал инвестиции во Франции. Теперь все это, как мне представляется, под вопросом. И еще. Есть такая растущая соцсеть Rumble. Так вот, ее владелец решил вывести свои структуры из Евросоюза и обосноваться в Дубае из-за того, что в Европе перестал чувствовать себя в безопасности. И это только начало. Его примеру могут последовать и другие.

- Репутационные потери - дело серьезное… Во-первых, страдает представление о Франции, как о родине прав человека и прочих гуманистических ценностей. А во-вторых, речь идет вот о чем. Обвинения против Дурова лежат не в плоскости административного регламента, а криминального. Одно дело, когда ставится в вину нарушение французских или европейских правил использования соцсети, и судебное разбирательство инициируется в этой вполне объяснимой плоскости. То есть проходит в рамках административного права. Сейчас же Дурову как бы говорят: "Так как вашим мессенджером пользовались преступники, значит и вы их соучастник". А это куда опаснее, чревато последствиями. Однако с юридической точки зрения такой подход неправомочен.

Обвинения против Дурова лежат не в плоскости административного регламента, а криминального. Это чревато последствиями

Как реагируют французские политики, правоведы на ситуацию?

Жак Сапир: Политики пока отмалчиваются, а вот юристы считают ее настоящим скандалом. Они четко разделяют то, о чем я говорил выше: административный характер дела - это одно, а попытка придать ему криминальный характер совсем другое. Причем эксперты заявляют об этом открыто, называя такой подход ангажированным и признают его злоупотреблением власти.

Все указывает на то, что цель задержания владельца Telegram было получить доступ к тайнам его компании. А ваше мнение?

Жак Сапир: Думаю, что именно так обстоят дела. Не секрет, что американцы всегда хотели получить ключи к процессам шифрования Telegram с тем, чтобы использовать их в своих целях. Но до сих пор у них ничего не получалось.