В прежние годы развитие БПЛА в России тормозилось из-за отсутствия должного уровня просвещения в части того, как эти технологии можно использовать и насколько они эффективны. Стоит отметить, что сейчас при производстве БПЛА российские компании стараются учесть характер климатических условий в государстве, а потому выполняют устройства, способные функционировать в сильно отличающихся друг от друга климатических зонах - в этом их существенное преимущество перед многими аналогами. Но вопросы их автономности пока не имеют устойчивого технологического ответа - впрочем, как и в других странах, развивающих эту отрасль.
Помимо автономности видится необходимым развивать и функциональность отечественной беспилотной техники. Помимо воздушных устройств существуют и водные, но они практически не представлены в России. Нами ведутся работы по созданию систем связи и передачи информации, а также детекции, управления и взаимодействия. И, конечно, сейчас при развитии отрасли нельзя обходить стороной технологии ИИ и компьютерного зрения.
Сфера производства БПЛА в России безусловно не является импортозависимой, но и нерешаемых проблем с производством на основе наших собственных комплектующих тоже нет. Нужно понимать, что использование иностранных комплектующих во многом обусловлено их дешевизной - что в результате делает конечный продукт более конкурентным в ценовом плане. Но все же есть определенные направления, требующие обретения технологического суверенитета, - это как раз касается наиболее сложных элементов БПЛА вроде электродвигателей и микроэлектроники.
Средняя локализация комплектующих для БПЛА в России на данный момент составляет около 20 процентов. Производителям до сих пор приходится закупать системы связи, видеопередачи и антенны за рубежом. Но мы ожидаем, что уже в ближайшие годы отрасль достигнет импортонезависимости по этим позициям.
Использование БПЛА несет в себе ряд экономических выгод. Чаще всего они проявляются за счет выполнения необходимой работы без очного участия профильного специалиста - в целом это происходит при внедрении любой робототехники, созданной в первую очередь для повышения эффективности труда. При использовании беспилотников также растет скорость выполнения задач - например при мониторинге состояния нефтепроводов, ЛЭП, водных пространств и так далее. На самом деле это лишь часть направлений применения БПЛА. В реальности на рынке уже в ближайшее время откроются новые направления, завязанные на использовании беспилотных устройств.
Если попробовать выразить экономический импакт более конкретно, то можно обратиться к отрасли сельского хозяйства. Отраслевые специалисты просчитали, что использование дронов повышает урожайность полей в среднем на 10 процентов.
Эффективность дронов в наибольшей степени проявляется при проведении работ в труднодоступных районах со сложным рельефом местности. В Китае уже давно обратили внимание на эту особенность использования БПЛА. Опыт страны показывает, что та же доставка грузов весом 5-7 килограммов на расстояние до 30 километров в сельской местности втрое дешевле с использованием беспилотного устройства, чем если это будет делать обычный почтальон.
Сейчас главным препятствием, тормозящим развитие БПЛА в России, является недостаток компетентной информации о возможностях беспилотных систем у регионального бизнеса и властей. Без нее невозможно сформировать потребность и начать полномасштабное внедрение передовых устройств в повседневные процессы. Впрочем, государственные органы и бизнес активно устраняют административные барьеры и работают над повышением инвестиционной привлекательности этой сферы. Также создаются довольно крупные отраслевые фонды, готовые финансировать проекты по созданию БПЛА и выводить их на рынок. Для дальнейшего развития этой отрасли в России важно смягчить существующие регуляторные запреты и легализовать коммерческие полеты БПЛА на территории страны. Это требует создания полноценной нормативной базы при активном участии профильных специалистов.