Фестиваль современной музыки завершился в Нижнем Новгороде

По инициативе худрука Нижегородского театра оперы и балета Алексея Трифонова и при поддержке Президентского фонда культурных инициатив вторую жизнь получил фестиваль "Современная музыка", родившийся в Горьком в 1962 году и оказавший уникальное влияние на всю нашу музыкальную культуру и историю, но не выдержавший турбулентности 90-х. Сегодня, когда реалии и контексты жизни стали иными, звучание музыки, созданной почти за век с четвертью и собранной в сфере одного фестиваля, приобрело неожиданные эстетические, этические и эмоциональные смыслы.
Успехом пользовалась специальная программа "Театр в музыке. Мейерхольд и Козинцев".
Успехом пользовалась специальная программа "Театр в музыке. Мейерхольд и Козинцев". / GEOMETRIA / пресс-служба нижегородского театра оперы и балета

Главным событием, связывающим старый и новый фестивали, стал вечер, повторяющий исполнение Первой симфонии Альфреда Шнитке, премьера которой как раз и состоялась в 1974 году в тогдашнем Горьком, как и соседствующей с ней в одном концерте "Прощальной" симфонии Йозефа Гайдна. Но все же точную историческую реконструкцию, переходящую в спиритический сеанс, справедливо делать не стали. Хотя, безусловно, жаль, что концерт состоялся в театре, а не в филармоническом зале нижегородского Кремля, как это было 50 лет назад.

Первая симфония Шнитке - абсолютно уникальное произведение, феноменальный пример настоящего инструментального театра, где автор нарисовал свое предсказание Апокалипсиса, если человечество не одумается, посредством немыслимого смешения жанров и стилей, где, как в жизни, рядом смешное, трагическое, великое и примитивное. Нечто подобное ощущаешь, когда смотришь "Репетицию оркестра" Феллини - фильм, созданный уже после симфонии Шнитке.

Дирижер Федор Леднев, один из лучших интерпретаторов современной музыки, встал за пульт Российского национального молодежного симфонического оркестра и, не пытаясь калькировать первое исполнение под руководством Геннадия Рождественского, предложил сегодняшнее звучание симфонии, щепотку гламурности в которое добавляли декольтированные наряды некоторых артисток оркестра.

Вполне светским и звездным было и открытие фестиваля концертом "Шостакович. Вайнберг. Штраус". Вместе с оркестром нижегородского Оперного театра La Voce Strumentale во главе с Дмитрием Синьковским в концертном Пакгаузе на Стрелке были исполнены Концерт для трубы с оркестром Вайнберга (солировал Владислав Лаврик), Первый скрипичный концерт Шостаковича с Вадимом Репиным и вокальный цикл "Четыре последние песни" Рихарда Штрауса с сопрано Надеждой Павловой. А прозвучавший на бис вальс Шостаковича N2 придал вечеру немного легкости и светлого оптимизма, что редко встречаются в шедеврах современной музыки.

Еще на фестивале "Современная музыка" слушали редко исполняемые вокальные циклы Шостаковича и Вайнберга, Бориса Чайковского и Георгия Свиридова, а также "Комсомолию" Рославца и "Коммунистический манифест" Шульхофа вкупе со специальными концертными программами, такими как "Театр в музыке. Мейерхольд и Козинцев" и "Оппенгеймер и звезды Голливуда".

Современная музыка всегда с трудом проникает в сердца слушателей, предпочитающих хорошо знакомое новому

У фестиваля была и театральная программа из гостевых спектаклей. Столичный "Геликон" показал оперу Виктора Ульмана "Император Атлантиды", екатеринбургский "Урал Опера Балет" - балет "Сказки Перро", поставленный на музыку современных российских композиторов, и знаменитую оперу Филипа Гласса "Сатьяграха". Еще недавно именно Опера Екатеринбурга была пионером в представлении сочинений современных композиторов. Вслед за "Сатьяграхой", поставленной десять лет назад, на афише театра появилась и опера Мартину "Греческие пассионы" по роману Никоса Казандзакиса "Христа распинают вновь"; и опера Петера Этвёша "Три сестры" по одноименной пьесе Чехова. Но только опус Филипа Гласса выдержал репертуарный режим проката и до сих собирает залы...

Современная музыка всегда очень сложно проникает в умы и сердца людей, которые инстинктивно предпочитают радость узнавания кропотливому труду познания. Посему важно, чтобы возрожденный нижегородский фестиваль, как ныне задумано, стал событием ежегодным. Ведь именно эта музыка помогает понять, какой дорогой и к какому будущему устремлено человечество.