Российская школа сегодня как никогда способна выполнять самые серьезные задачи. Мы уже на низком старте рывка к, возможно, иному вектору развития образования.
Главное сегодня - не упустить время и не пойти по всегда манящему кругу, то пытаясь на себя натянуть красивые рюши болонской системы, то, кидаясь в старый шкаф, примерять дорогую сердцу, но уже не новую, "одежду". Надо смело идти вперед.
Сегодня системе образования важно для себя уточнить, что же является результатом образования или, точнее, его главной целью: качество знаний или все же качество человека, как носителя этих знаний, человека, способного умело управлять тем, что знаешь. Уверен: только школа способна сохранить современную цивилизацию.
Мы стоим на пороге серьезной цивилизационной проблемы, которая заключается в стремлении человечества создать искусственное подобие себя, машину с искусственным интеллектом. Как любую научную мысль, остановить этот процесс невозможно, да и не нужно. Но необходимо уравновесить ресурсы искусственного и биологического (человеческого) интеллектов, чтобы завтра человек в этой цепочке не оказался вторичным. И сегодня это - одна из важнейших задач современного образования. Как ее решить?
Ресурс искусственного интеллекта - информация и логика, а уникальный ресурс человека, при всем том же прочем, - еще и творчество, и алогизм. И в этой связи именно школа и только школа способна создать условия для качественного объединения возможностей биологического и искусственного интеллектов. И именно такой синтез выведет современную цивилизацию на новый виток развития, при абсолютном сохранении лидерской монополии человека.
Но пока, к сожалению, вся мировая система образования не в состоянии вырваться из сложившихся стереотипов и увидеть, что учебные предметы, системно развивающие уникальную способность человека к творческому мышлению, практически никак не представлены в образовательном процессе. Я говорю о музыке, изобразительном искусстве и других творческих предметах, который изучаются в школе по остаточному принципу.
В Губернаторском Светленском лицее - федеральной инновационной площадке Минпросвещения - музыка, рисование, история искусств, философия выведены на первый план. И по опыту многих лет работы видим: активно, глубоко и часто занимаясь творчеством, дети улучшают свои показатели и по точным наукам, например, математике. Об этом говорят и контрольные, и баллы ЕГЭ.
В образовании любая задача высвечивает другие, не менее важные. С появлением интернета школа потеряла монополию на развивающую информацию. И сегодня с появлением вне школы новых организаций образования, творческих студий, кружков этот процесс усиливается. Но достичь системного образовательного эффекта, растащив элементы школы по разным организациям, невозможно. Это то же самое, что кормить ребенка по разным комнатам: суп в одной, котлета в другой, а до компота уже никто и не дойдет. Это не значит, что другие учреждения образования не нужны. Нужны! Но при этом в школе все это тоже должно оставаться на качественном и доступном уровне. Качественное обучение и воспитание ученика - единый процесс, хотя порой мы начинаем произносить термин воспитание отдельно от образования, что абсолютно ошибочно. Не образован, значит - не воспитан, не воспитан, значит - не образован. Образование - это прекрасный единый процесс формирования нового поколения, и важно сделать все, чтобы оно происходило в школе.
Школа - это начало начал. Это фундамент общества и государства. И мы, открывая дверь в класс к ученикам, должны ставить перед ними новые и интересные задачи.