Надо подчеркнуть, что, согласно проекту, примирительные процедуры не предусматривают обязательного примирения в конечном счете, но они дают людям шанс успокоиться и договориться. Кто-то, возможно, остынет и сохранит семью, а кто-то разойдется по-хорошему, без скандалов.
Важный момент: инициатива обсуждается в рамках реализации государственной политики в сфере защиты семьи и, как подчеркивается специалистами, с целью "сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей".
"Одно из наших приоритетных направлений - деятельность по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, - завил в своем выступлении Константин Чуйченко. - Так, Министерством юстиции совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом, Всероссийским государственным университетом юстиции Минюста России, Московской государственной юридической академией и Патриаршей комиссией по вопросам семьи уже подготовлены описания традиционных ценностей, которые будут содержаться в нормативном словаре государственного русского языка. Сейчас разрабатывается проект нормативного акта о применении указанного словаря".
Глава ведомства особо подчеркнул, что поддержка семьи, материнства, отцовства и детства - работа ради будущего нашей страны и важнейшая задача, стоящая перед государством. "Минюст со своей стороны должен обеспечивать защиту семьи в публичной правовой плоскости, - продолжил министр юстиции. - В рамках защиты традиционных семейных ценностей мы приняли участие в подготовке законопроекта, устанавливающего запрет передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на усыновление гражданам тех государств, законодательством которых разрешено изменение пола. Сейчас законопроект находится на рассмотрении Государственной Думы".
Также, по словам главы ведомства, готовится ряд законодательных инициатив, направленных в том числе на защиту интересов детей. "Среди них - поправки в Семейный кодекс, предусматривающие возможность получения алиментов совершеннолетними детьми в период их обучения в школе и высшем учебном заведении (по достижении 18 лет в связи с 11-летним средним общим образованием и по достижении возраста 23 лет на очной форме обучения в вузе), - сообщил Константин Чуйченко. - В планах также разработка законопроекта, который вводит обязательную досудебную примирительную процедуру по делам о расторжении брака, определении места жительства ребенка, разделе имущества и взыскании алиментов. Кроме того, планируется предусмотреть возможность получения супругами социально-психологической помощи при расторжении брака".
Как поясняют специалисты, в первую речь идет о медиативной процедуре: переговорах с помощью специального посредника, медиатора. Если примириться не получается, то с помощью медиативной процедуры можно, например, разделить имущество без скандала. Если же медиативное соглашение удостоверить у нотариуса, такой документ приобретет исполнительную силу. Это значит, если какая-то сторона откажется его выполнять, то в суд идти не надо: с исполнительной надписью нотариуса документ можно сразу направить судебным приставам. По правовой силе такая надпись приравнивается к судебному решению.
"Есть великая мудрость: "Худой мир лучше доброй ссоры", потому что в результате "худого мира" обе стороны могут быть более-менее довольны его результатом, а вот после "доброй ссоры" одна сторона - проигравшая - точно останется недовольной, - сказал советник Федеральной палаты адвокатов, адвокат и медиатор Сергей Макаров. - Если введение примирительных процедур поможет мирному урегулированию хотя бы части семейных споров - это исключительно прекрасно, потому что самыми пострадавшими от споров между бывшими супругами являются их дети - а детей нужно очень беречь".
Однако, продолжает Сергей Макаров, необходимо помнить, что людей невозможно заставить помириться, поэтому любые примирительные процедуры могут быть только предложением в адрес супругов - как альтернативный по отношению к судебному разбирательству вариант урегулирования их спора. "Кроме того, важно соотнесение разрабатываемых законодательных новелл с принципами примирительных процедур, - говорит он. - В первую очередь рассматривается медиация как процедура, к настоящему времени наиболее разработанная и при этом адаптированная именно для участия граждан. Однако одним из принципов медиации, причем принципом краеугольным, является добровольность участия сторон в ней, причем на всем ее протяжении - добровольность вступления в процедуру медиации, добровольность участия в процедуре и добровольность выхода из процедуры (то есть человек не обязан соглашаться на медиацию, а если согласился - в любой момент может прекратить свое участие)".
Поэтому, конечно же, возникает вопрос, можно ли сделать обязательной, то есть недобровольной, процедуру априори добровольную? Однако определенные варианты есть. "Вместе с тем очевидно, что по семейным спорам вполне может быть сделана обязательной предварительная стадия медиации - информационная встреча - на которой медиатор расскажет расстающимся супругам о том, что такое медиация, каковы ее принципы, как проходит процедура, каковы могут быть ее результаты; важно понимание возможными участниками процедуры медиации, что в рамках нее каждый из них сможет высказать все свои соображения - но должен будет и послушать соображения другой стороны (иногда именно это само по себе и помогает сторонам урегулировать спор), - говорит Сергей Макаров. - И обязательность такой информационной встречи как раз даст всем супругам, решившим расторгнуть брак и в связи с этим вынужденным решать споры о детях, алиментах и имуществе, возможность узнать о несудебных способах решения проблем, чтобы выбрать самый щадящий всех - прежде всего детей - способ урегулирования всех этих сложных вопросов".