Любое искусство взлетало на Олимп и потом спускалось обратно в долины. Оперных гениев в массе рождали XVIII-XIX века, кинематографических - XX, и никакое изобразительное искусство не превзошло в мастерстве эпоху Возрождения, где заложены основы. Мы переживаем пору увядания, на смену созидателям приходят разрушители, делающие имя на эпатаже и скандале. Рушат уже не только формы, а и взращенную веками идеологию искусства. Атакуют гуманизм, толерантность, способность к эмпатии - все, что заставляет думать, "грузит". Вектор сменился на противоположный: не улучшать породу, а следовать темным инстинктам, не "слезами обливаться", а обрастать непробиваемой коростой, не ужасаться злу, а к нему привыкать как к норме. Утоляя жажду толп, фильмы типа многим полюбившегося "Брата-2" работают на идеологию ненависти. Да и театр наш взялся доказать, что обстебать можно и должно абсолютно все - цинизм отдельно взятого режиссера становится коммерчески эффективным знаменем масс.
Сегодня кажется, что все уже придумано: из клавиатур не извлечь новых гармоний, из умов - новых фантазий. Давно позади эпохи оперных куплетов и Штрауса, оглохшую от децибел публику не заманишь слушать нежную скрипку. Она уверена, что все, что было до "Ногу свело!", - пыль и прах веков. Она союзница разрушителей.
Да, молодые приучены к другим темпам, не читают лонгриды, иные способны выдержать трехминутный клип, но не трехчасовой спектакль. Все так - и не так. Молодые, как и старые, - разные. Я видел симфонические залы, забитые молодежью. Не страдают от дефицита разновозрастной публики театры. На оперные премьеры билеты добывают за месяц. А сравняться по массовости со стадионными рок-концертами опера не сможет никогда - другое интеллектуальное наполнение.
Послушно брести за массовым вкусом - для культуры гибель. Массовый вкус взращивается. Когда из каждой радиоточки доносились голоса Лемешева и Неждановой, то и массовый вкус был иным: Чайковский с Верди входили в повседневность и формировали вкусы. И массы писали в "Концерты по заявкам" просьбы исполнить арию Ленского. Сейчас классика сослана в резервации типа канала "Культура", что сразу отводит ей место загончика "для ушибленных".
Понимаю: дело зашло далеко, и среднестатистический гражданин привык возбуждаться последним писком моды, но не вековыми пластами культуры. Значит, надо думать о школьном образовании. Литература, кино, музыка в их классическом варианте должны сопровождать детвору сызмальства. Не вытесняя насильственно массовые жанры, но с ними сосуществуя - разные рукава одной реки.
А габариты опер - тема давняя. Редкие смельчаки ставят "Кольцо" Вагнера или "Хованщину" Мусоргского без купюр. Есть две версии "Волшебной флейты" Моцарта - полная и детская, сказочная. Ставя "Риголетто" в семитысячном амфитеатре в австрийском Брегенце, играют без антрактов, в сокращении просто потому, что если такая толпа ринется в буфет - снесет трибуны. В сокращении ставили "Аиду" у египетских пирамид. И тенденция использовать новые технологии для того, чтобы сделать оперу зрелищной и современной, обозначилась давно и успешно. Озабочены зрелищностью и "Стасик", и "Геликон". Ну а святую пыль веков всегда можно увидеть в академической Мариинке.
В 50-е годы мелодрама "Прелюдия славы" стала у нас хитом: талантливый мальчуган "из народа" продирижировал симфоническим оркестром! Так, через любимое публикой умилительное кино советские массы открыли и полюбили "Прелюды" Листа.