Режиссер из Новосибирска поставит в Кургане "Капитанскую дочку"

Курганский театр драмы покажет в открывшемся новом 82-м сезоне более четырнадцати спектаклей на большой сцене и три на малой. Пятнадцать предназначены для детей и малышей от 0+. Конечно, не обойдется без премьер, ближайшая - в ноябре, рассказала художественный руководитель театра Ольга Петрова. Это будет постановка режиссера из Новосибирска Алексея Крикливого по одноименному произведению Александра Пушкина "Капитанская дочка".
Читка "Капитанской дочки".
Читка "Капитанской дочки". / Валентина Пичурина/РГ

Спектакль ставят при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Репетиции уже начались.

Алексей Крикливый признался: нам всем очень повезло, что мы попали в круговерть юбилейных торжеств в честь Александра Сергеевича (6 июня исполнилось 225 лет со дня его рождения). Юбилей - замечательный повод открыть Пушкина заново, на очередном этапе своей жизни. Кажется, мы все-все про него уже знаем еще со школьной скамьи, о нем написано много статей, научных исследований. Но в этом авторе есть нечто такое, от чего в "твоей молекуле" что-то меняется, когда читаешь его тексты.

Человек до Пушкина и после - это совершенно разные люди, по мнению режиссера. Если сейчас открыть "Капитанскую дочку", найдешь в ней что-то такое, чего раньше не замечал, что-то очень важное. Время меняет наше восприятие произведения.

Напомним, Пушкин рассказывает о событиях крестьянской войны 1773-1775 годов под предводительством Емельяна Пугачева и истории любви молодого дворянина Петра Гринева и дочери коменданта крепости Маши Мироновой, оказавшихся в эпицентре бунта.

"У Пушкина - исторический роман, а у меня будет роман о молодости, - поделился творческим замыслом Алексей Крикливый. - Мне хотелось посмотреть на это произведение через то, как молодые люди попадают в перипетии времени, как выдерживают обстоятельства и ведут себя в непростых условиях, что такое достоинство человеческое. Как ни странно, Александр Сергеевич отвечает на все эти вопросы и даже как бы подсказывает что-то нам. Диалог с великим автором, это вообще удивительная история, скажу вам честно".

Спектакль будет очень "населенный", по выражению режиссера. В нем будут заняты все мужчины и часть женской труппы театра. Заслуженному артисту России Сергею Радькову досталась роль коменданта Белогорской крепости, капитана Ивана Кузьмича Миронова. По его мнению, на то она и классика, что всегда современна. А сегодня она приобретает особое звучание.

К сожалению, в наше время постепенно забываются и стираются очень многие совершенно простые, но хорошие понятия: долг, честь, любовь, чистота этих чувств. Как говорит Петр Гринев, "в то время воспитывались мы не по-нонешнему".

У Юрия Терентьева небольшая, но одна из ключевых ролей: он будет играть неунывающего балагура ротмистра гусарского полка Зурина, повлиявшего на судьбу главного героя.

Кстати, Юрия Терентьева зритель помнит в качестве режиссера по его блестящему спектаклю-променаду по пьесе Михаила Хейфеца "Спасти камер-юнкера Пушкина". В этом сезоне Юрий снова готов порадовать своими постановками и снова обращается к Пушкину: задумал поставить иммерсивный (создающий эффект присутствия) спектакль сразу по трем его произведениям. Два из них он назвал - "Пиковая дама" и "Гробовщик", а третье пока держит втайне. Приоткрыл, что хоть это достаточно тяжелые мистические повести, но весьма интересные, поднимающие темы вечности, нравственных ценностей, морально-волевых качеств. Что человеку все-таки важно? Деньги? Совесть? Или что-то другое? Об этом узнаем потом, а сейчас с нетерпением ждем "Капитанскую дочку". Какая она в итоге получится?

"Персонаж может сложиться за два часа до премьеры, - не исключает импровизацию Алексей Крикливый. - Идет последний прогон и вдруг что-то щелкнет где-то у артиста. Я сам это проходил не раз. Это совершенно удивительные вещи. Но на это он должен быть грамотно и верно заряжен, чувствовать и к этому идти. Словом, работать".