Как восстановили утерянную Первую симфонию композитора Георгия Свиридова

В середине 1980-х я перебрался в Москву и поселился у своего старинного друга - именитого пианиста Виктора Бунина, сына известного композитора, лауреата Сталинской премии Владимира Бунина. Благодаря Виктору мне довелось общаться со знаменитыми советскими музыкантами. В их числе был и выдающийся русский композитор Георгий Васильевич Свиридов. Позже я познакомился с его племянником, президентом Национального Свиридовского фонда Александром Сергеевичем Белоненко. Во время очередной нашей встречи он выразил радость по поводу положительных перемен в отношении чествования 100-летнего юбилея Георгия Свиридова, и мы вспомнили одну "детективную" историю...
Д. Шостакович и Г. Свиридов, 1940 г.
Д. Шостакович и Г. Свиридов, 1940 г. / Московская областная филармония

***

Увы, авторская рукопись неизвестного сочинения Георгия Свиридова - его Первой симфонии - сохранилась в удручающем состоянии. Треть ее была размыта водой: чернила расплылись и образовали на страницах партитурной бумаги безобразные озера с рваными краями. Следы уничтоженного текста не читались. В том, что здесь был когда-то текст, сомнений не возникало, но вот какие именно ноты написал композитор - уже было не разобрать.

Сам Евгений Светланов, величайший дирижер современности, непревзойденный знаток русской музыки, обескураживающе объяснил: "Боюсь, сделать здесь почти ничего нельзя. По крайней мере я за это не возьмусь".

История этой симфонии необычна. Она написана в 1937 году, ассоциируемым в нашей истории с печально известным "большим террором". Но этот год был отмечен еще и небывалым ростом рождаемости. В 37-м совершен первый беспосадочный перелет Валерия Чкалова через Северный полюс, а для советского павильона на Всемирной выставке в Париже Верой Мухиной и Борисом Иофаном создана скульптурная группа "Рабочий и колхозница".

Георгий Свиридов тогда только что закончил свою Первую симфонию, а его учитель Дмитрий Шостакович как раз написал знаменитую Пятую симфонию. На Шостаковича в тот период обрушились чудовищные гонения со стороны идеологического руководства ВКП(б): его оперу "Леди Макбет Мценского уезда" и балет "Светлый ручей" разгромили в газете "Правда". На заседании Союза композиторов СССР Шостаковичу даже предложили "помочь встать на правильный путь".

Г. Свиридов. Середина 1930-х гг. Фото: Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Шостакович бросился за помощью к своему покровителю - маршалу Тухачевскому, но буквально через несколько дней маршала расстреляли.

В такой обстановке предварительное прослушивание симфоний Свиридова и Шостаковича решили проводить скрытно, в присутствии предельно узкого числа лиц. Говорят, слушателей было всего трое. Тем не менее после такого тайного прослушивания Шостаковичу дали зеленый свет. Доброжелательно оценили и симфонию Свиридова. Дирижер, исполнявший произведение Георгия Васильевича, высказал лишь несколько пожеланий композитору по части оркестровки. Свиридов прислушался к мнению маэстро и принес рукопись симфонии домой для доработки. После этого она таинственным образом исчезала. Сам Георгий Васильевич был уверен, что симфония утеряна безвозвратно, о чем и говорил всем составителям списка его произведений. "Местонахождение рукописи неизвестно" - эта надпись автоматически переходила из одного нотографического указателя в другой.

Прошли годы. Уже после смерти композитора его племянники стали разбирать оставшиеся вещи и случайно обнаружили изрядно поврежденные ноты симфонии в старом желтом диване у бабушки, Елизаветы Ивановны Свиридовой, в квартире на Литейном проспекте. Можно только гадать, какие причины заставили кого-то из домочадцев в свое время засунуть залитую водой рукопись на самое дно дивана.

Поначалу у наследников сложилось впечатление, что симфония так и не была окончена - уж слишком много оказалось белых пятен на страницах партитуры. Не обнадеживало и однозначное заключение Евгения Светланова: "Восстановлению не подлежит". Казалось, симфонии уготована судьба черновика, наброска...

Прошло еще несколько лет. Все ближе становилось 100-летие со дня рождения Георгия Свиридова. К юбилею композитора так хотелось найти что-то свежее, а лучше бы - неизвестное сочинение из его богатого творческого наследия. И тут вспомнили о Первой симфонии. Неужели мир так и не услышит это произведение? Официальные структуры к нему особого внимания не проявили. Наверное, в силу вышеуказанных обстоятельств. И вот тогда-то от Александра Сергеевича Белоненко и музыковеда Павла Васильевича Лукьянченко, который был ревностным исследователем творчества Свиридова, я узнал о существовании этой рукописи и предложил (с согласия всех учредителей Культурно-просветительской ассоциации "Орден") профинансировать все организационные, экспертные работы и реставрацию партитуры.

Эта симфония была написана в 1937 году, который в нашей истории ассоциируют "большим террором"

Начали с поиска технических специалистов по восстановлению утраченных текстов. Но как и где их искать? Ведь подобных узких профессионалов, возможно, вообще не существует. И все-таки решили испытать судьбу. Обратились к экспертам из МВД, но получили вежливо-уклончивый ответ: "Техническими возможностями для выполнения таких работ не располагаем".

И тут мне вспомнилось, как в советское время в Львовском художественном музее западноевропейского искусства удалось реставрировать и идентифицировать подлинность картины де Латура "У скупщика". Пришла идея: а не попытать ли и в этот раз счастья в наших художественных музеях? Ведь при реставрации проводят самые сложные исследования произведений живописи, просвечивают и фотографируют слой за слоем.

Неожиданно быстро на запрос откликнулся петербургский Русский музей. Завотделом технологических исследований музея Сергей Владимирович Сирро согласился взяться за спектральный анализ и восстановление проблемных мест рукописи. Он снимал, снимал и еще раз снимал своими волшебными лучами покалеченные страницы, упорно искал технический режим, при котором можно попытаться прочитать смытые знаки, нанесенные рукой композитора. И - о чудо! Утраченный нотный текст постепенно стал оживать, возвращаться к жизни. Нет, исследователи не получили сразу и без проблем фотографии нотных листов, когда-то написанных композитором. Но следы смытых знаков стали яснее, а за ними проступило направление музыкальной мысли Свиридова, а потому стало ясно, какие же ноты были так безжалостно смыты водой и временем. Смыты, но не уничтожены. Вот уж действительно рукописи не горят и, как выяснилось теперь, в воде не тонут!

Целый год шла кропотливейшая работа: шаг за шагом, нота за нотой. И пробил час, когда неизвестная симфония Свиридова наконец была возвращена миру. Произошло это 23 сентября 2016 года в Иркутской областной филармонии. А 2 декабря 2016 года на V Санкт-Петербургском международном культурном форуме, который открывал президент Путин, под величественными сводами Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга впервые в Северной столице недавно возрожденная симфония Георгия Свиридова прозвучала в исполнении Иркутского Губернаторского оркестра.

Премьера Первой симфонии Свиридова в Иркутской областной филармонии 23 сентября 2016 г. Фото: Иркутская областная филармония

***

И в заключение нельзя не отметить: в Москве весьма скудно увековечена память о великих русских композиторах. В частности, нет улицы Чайковского. Нет улицы Шостаковича. Нет улицы Сергея Прокофьева. Нет и улицы Георгия Свиридова, и нет даже памятника ему. А ведь именно им российская культура обязана своей мировой славой! Но это тема другого разговора, который, я думаю, тоже нужно начать.