Алексей Бырдин: Государство инвестирует в контент и смотрит на пиратство, как на собственную проблему
Можно ли говорить, что запуск в начале 2010 года ИВИ.ру стал поворотным моментом для отрасли онлайн-контента?
Алексей Бырдин: Если говорить начистоту, параллельно с "Иви" открывалось еще несколько сервисов, но из тех, кто начал свою деятельность в 2009-2010-х годах, в нише онлайн-кинотеатров наиболее прочно занял свое место именно "Иви". И долгое время он оставался абсолютным лидером индустрии. Я думаю, что для подавляющего большинства россиян, когда говорят об онлайн-кинотеатрах, в первую очередь всплывает название "Иви".
Насколько сами пользователи оказались готовы к тому, что за кино в интернете надо платить?
Алексей Бырдин: Надо сказать, что в момент открытия у "Иви" была только рекламная модель. Платная модель в России начала активно развиваться в 2013-2014-х годах вместе с появлением библиотеки контента голливудских студий. И то, тогда еще не было толком никакой подписки - в основном отдельные транзакции - покупка и аренда фильмов. И это было характерно не только для "Иви", а для всего рынка, например, сервис Окко начинался именно с этой модели. Развитие подписной модели, которая сейчас является абсолютно доминирующей и наиболее понятной и удобной для потребителя, пришлось, наверное, на конец 2010-х годов, а пик наблюдается прямо сейчас. Подписки формируют до 95% объема рынка онлайн-кинотеатров.
В 2013 году был принят антипиратский закон. Значит, до этого момента любой человек мог слить контент с какого-либо онлайн-кинотеатра или DVD и не понести ответственность?
Алексей Бырдин: Нет, ответственность за нарушение авторских и смежных прав у нас содержится в 146 статье Уголовного Кодекса, и она была введена еще в конце 1990-х годов.
А в 2013 году был принят закон, который впервые позволил правообладателям добиваться через судебную процедуру ограничения доступа к страницам сайтов с пиратским контентом. Это те самые блокировки, которые сейчас у нас применяются каждый день по целому ряду поводов, а в начале 2010-х годов такая практика только вводилась. В 2013 году это распространилось только на отдельные страницы с нарушением авторских смежных прав, а с 2015 года - и на сайты целиком.
А как выглядела борьба с интернет-пиратством в 1990-2000-е годы?
Алексей Бырдин: Примерно до середины 2000-х годов пиратство в интернете не было актуально, поскольку интернет был слабо развит в принципе. Тем более, если говорить про скачивание каких-то тяжелых файлов или стриминг в реальном времени, то это уже 2010-е годы. Но в целом практика по 146 статье УК касалась в основном программного обеспечения: легко определить стоимость ущерба, поскольку есть розничная цена, грубо говоря, на коробках с Windows, Photoshop и т.д. В применении к аудиовизуальному контенту такой практики было гораздо меньше. Если и были прецеденты, то они касались в основном DVD, то есть физических носителей. Если правонарушителя можно отследить физически, его можно схватить за руку и притащить в суд.
В 2010-е годы еще было несколько процессов тоже уголовного характера, которые касались незаконного распространения телеканалов в сетях кабельных операторов. Там даже было несколько громких уголовных дел, доведенных до конца, но ни одного реального срока, по-моему, не случилось - только условные.
При этом уголовные суды для телевизионного рынка имели важное значение, поскольку довольно крупные компании попадали под такого рода расследования. Я думаю, что это в какой-то степени стало сдерживающим фактором для развития телевизионного пиратства.
А вот с интернет-пиратством в его современном состоянии крайне редко бывает так, что владелец пиратского сайта известен и находится на территории России. Существует много анонимных ресурсов, которые никак не раскрывают сведения о себе. Соответственно, этих неустановленных лиц довольно сложно привлечь к какой-либо ответственности: хоть к административной, хоть к уголовной.
Как в целом в России приходило осознание того, что с интернет-пиратством надо бороться?
Алексей Бырдин: У индустрии изначально было четкое понимание того, что пиратство является серьезной проблемой для всех способов распространения легального контента. А дальше, в том числе и нашими усилиями, оно входило в повестку органов власти. Мы показывали на пальцах и на экономических выкладках, какой вред пиратство наносит кино индустрии, развивающемуся сегменту легальной цифровой дистрибуции контента. Также с увеличением доли российского контента в обороте и с ограничениями нашего потенциала на внешних рынках борьба с пиратством стала еще более актуальной. Государство является довольно крупным инвестором в производство контента, поэтому с некоторых пор смотрит на эту проблему, как на свою собственную. И не станем забывать, что пираты не признают не только права на интеллектуальную собственность, но и другие существенные требования законодательства в области регулирования распространения информации, рекламы и т.д., на пиратских сайтах, к сожалению, широко распространяются запрещенные материалы, реклама (не учтенная и не маркированная, кстати) запрещенных товаров и услуг. Поэтому, я думаю, что в ближайшее время мы увидим, как органы государственной власти начнут обращать внимание на это обстоятельство и активнее блокировать пиратские ресурсы.