Полярники рассказали о маршрутах своего дрейфа и предстоящих исследованиях

Ледостойкая самодвижущаяся платформа "Северный полюс" с новой полярной экспедицией на борту миновала Баренцево море и идет по Карскому. Качка усилилась, но это не мешает работать. Продолжаю знакомиться с участниками экспедиции "Северный полюс-42" (СП-42), они рассказывают о своих предстоящих исследованиях на льдине.
Полярники надеются, что дрейф начнется севернее Новосибирских островов и пойдет вдоль хребта Ломоносова. Есть еще два варианта.
Полярники надеются, что дрейф начнется севернее Новосибирских островов и пойдет вдоль хребта Ломоносова. Есть еще два варианта. / Татьяна Тюменева

Активная подготовка к ним идет в лабораториях судна. Распаковывают оборудование, проверяют, чтобы, прибыв к месту дрейфа, как можно раньше приступить к работе. В лаборатории подводных исследований готовят телеуправляемые подводные аппараты, которые фактически заменят собой водолазов. Это оборудование позволяет изучать "обратную сторону" льдины.

"С их помощью, - рассказывает научный сотрудник Арктического и антарктического НИИ Степан Хотченков, - мы проводим исследования, которые невозможно получить с помощью бурения. Нас интересует распределение льда в торосах, процессы, которые с ним происходят при формировании в зимний период, а весной - как вытаивают глыбы льда и насколько быстро оказывают влияние изменения потоков тепла". Степан демонстрирует на экране записи подводной съемки льдины. Явно видны зеленые водоросли. "Процессы, происходящие со льдом, - продолжает он, - важны для понимания взаимодействия атмосферы и моря. И в конечном итоге они касаются климатической ситуации, происходящей сейчас в Арктике".

Для дрейфа полярникам нужна льдина толщиной полтора-два метра. Мечтают найти ледовое поле площадью 10х5 километров. И верят, что им повезет

Будут полярники изучать и дно Ледовитого океана. Об этом рассказала руководитель группы геологов Елена Миролюбова. Она, кстати, единственная женщина из научного состава, которая будет дрейфовать. "Четких данных по составу донных осадков океана, - поделилась Елена, - катастрофически мало. Системное изучение началось только с СП-41 и сейчас будет продолжено. Нужно отобрать пробы на огромной глубине и подготовить их к анализу". Чтобы понять, как идет циркуляция вод и льдов, как перемещаются донные осадки. Полученная информация нужна в самых разных направлениях, в том числе касающихся природы среднеокеанских хребтов. А это напрямую связано с очень острой темой современности: уточнением внешней границы континентального шельфа РФ.

Василий Леонтьев - ученый из Томского государственного университета, будет изучать зоопланктон океана с помощью уникальной установки - зонда на основе цифровой голографической камеры. Аналогов в мире нет. Создан он командой ученых университета, которые дистанционно будут принимать участие в исследовании.

Зонд будут погружать на глубину 30-50 метров, и он начнет регистрировать фиксированный объем воды вместе с планктоном. Причем регистрация будет сделана в виде цифровой голограммы, что даст возможность получить огромный массив информации в виде всего одного голографического кадра. Дальше просто - кадр передается в вычислительный центр, где его расшифровывают.

При этом в цифровом виде восстановят изображение всех частиц, находящихся в конкретной пробе воды. То есть можно будет подсчитать, сколько в ней содержится планктона. Полученные данные направят с помощью спутниковой связи на материк. Уже через сутки после погружения зонда в майну команда ученых из Томска их получит.

Чем нам интересен планктон? "Это же индикатор загрязнений, связанных с деятельностью человека, - объясняет Василий Леонтьев. - Мы уже проводили исследования в водоемах и выяснили - планктон чутко реагирует даже на соль. Так что его индикация может быть использована для раннего выявления загрязнений, мониторинга окружающей среды".

Также ученых интересует, как питается планктон, находясь подо льдом и в условиях полярной ночи. Ведь известно, что "ест" он в строго определенное время, ориентируясь на Солнце. Питание у крошечных организмов двухразовое: с восходом Солнца и через 12 часов после него.

Но прежде чем начать все запланированные исследования (их значительно больше, чем я рассказала), надо найти подходящую для дрейфа льдину. "Предварительно объекты уже найдены путем анализа спутниковых снимков, - сообщил начальник СП-42, научный сотрудник отдела океанологии Арктического и антарктического НИИ Александр Ипатов. - Промежуточные результаты получим после облета на вертолете. А конечные - когда будем высаживаться на выбранные льдины и бурить лед. Если окажется толщина полтора-два метра - это отличный результат. Конечно, хотелось бы иметь хорошее ледовое поле площадью 10х5 километров, но вряд ли такое найдем. Впрочем, как повезет. От удачи тоже многое зависит".

А еще, уверяли меня участники похода, одна из составляющих успеха экспедиции - хорошая кухня. Недаром полярники задолго до отплытия интересуются, кто пойдет поваром. Бывало и вовсе говорили: "Если поваром такой-то, то я с ним на любой край Земли". Анжела именно такая.

Нынешний камбуз - настоящий цех с современным оборудованием, работающим на электричестве. Так что приготовить здесь можно практически все. Шеф-повар Анжела Царева жарила на огромной сковороде свиные отбивные. По питанию судно "Северный полюс" полностью автономно в течение года. Потом будут довозы продуктов, прежде всего фруктов и овощей. Полярники очень любят выпечку. "Особенно предпочитают беляши с мясом, пирожки жареные, разную сдобу", - говорит со знанием дела Анжела, ведь она кашеварит на борту судна уже вторую экспедицию. В особом почете у полярников - картофель жареный, шашлыки и яичница.

Варианты будущего дрейфа

Александр Ипатов, начальник СП-42:

- Есть надежда, что будем двигаться от точки высадки (севернее Новосибирских островов) вдоль хребта Ломоносова. В итоге - в сторону Шпицбергена и пролива Фрама.

Менее интересен другой вариант - повторение дрейфа СП-35. С дрейфом станции все было в порядке, но она двигалась вдоль кромки шельфа. И были сложности с белыми медведями.

И еще менее желаемый сценарий - попадание льдины в так называемый антициклонический канадский круговорот. Это движение в сторону Канады и США, что повлечет уже другие вопросы.