Однако китайцы вышли в лидеры по водорослям прежде всего потому, что они их едят - по девять кило в год на человека, отмечает независимый эксперт Инна Гольфанд. Это в 30 раз больше, чем в России. Конечно, свою роль играют национальные вкусы. Если в Азии дары подводных "огородов" - привычный продукт, то россияне в лучшем случае вспомнят одинокий салат из морской капусты на магазинной полке.
На маркетплейсах водорослевый ассортимент тоже невелик: морской виноград вьетнамского производства, листы нори для суши, соленый фукус из Карелии, сушеная ламинария из Архангельска и тому подобное. Причем некоторые производители просят покупателей оценивать в отзывах только качество, а не вкус продукта. Он действительно нравится далеко не всем. Но специалисты утверждают, что еду из водорослей надо просто уметь производить.
- Есть технологии, которые позволяют сделать их вкусными, - утверждает представитель научно-производственного объединения Анатолий Хитров. - Водоросли могут быть солеными и сладкими, их едят в разном виде, мы даже детское питание из них выпустили. Это классный продукт, но его надо популяризировать. Необходимо также работать с торговыми сетями - пока для них все водоросли сводятся к салатам из морской капусты. Но это товар с низкой добавленной стоимостью, а можно выпускать более сложные, с эффективным профилактическим действием.
Если водорослевая промышленность предложит суперпродукты, спрос на них появится, согласна Инна Гольфанд.
- Прежде всего они будут востребованы молодежью, которая ориентирована на здоровый образ жизни и органическую продукцию. Потенциал водорослевого рынка в России в сто раз выше фактического производства. Для его роста нужны инвесторы, которые в этот рынок поверят и будут его развивать. Также необходимы технологии, господдержка и перерабатывающие мощности, - считает эксперт.
Косметическая промышленность нацелена только на глубокую переработку водорослей: простые субстанции могут быть несовместимы с другими ингредиентами крема или маски. Да и промысловикам интереснее получить высокомаржинальный продукт, чем просто продать урожай.
- Это один из самых популярных видов сырья в нашей отрасли, - отмечает председатель правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации Татьяна Пучкова. - Водоросли хорошо знают, их пользу не надо доказывать. Они активно использовались еще в советское время - например, все зубные пасты в 1980-е годы производились на основе альгината натрия. С тех пор о нем забыли, но если ввести его в моду, потребители будут покупать такую продукцию. Ведь в нашей отрасли очень важен маркетинг.
В отличие от Китая, где почти все водоросли выращивают искусственно, Россия обладает большими естественными запасами этих ресурсов. По данным ВНИРО, в целом рекомендовано к вылову около двух миллионов тонн водорослей и морских трав ежегодно. В том числе в Белом море - 650 тысяч тонн фукуса и других видов. Но осваивается лишь до пяти процентов от рекомендованного. Почему так мало?
- С точки зрения обеспеченности ресурсами и нормативной базы проблем для организации промысла нет, - полагает директор Тихоокеанского филиала ВНИРО Алексей Байталюк. - Но проблема в том, что большая часть этих ресурсов находится в районах без достаточной инфраструктуры и логистики. Удаленность делает добычу менее эффективной с точки зрения экономики.
Беломорский водорослевый промысел как раз сталкивается с целым рядом проблем. Как уже рассказывала "РГ", добыча ламинарии и других видов ведется в районе Соловецкого архипелага дедовским ручным способом. Использовать специальные комбайны запрещено - они могут повредить дно. Фарма готова скупать колоссальные здешние запасы, но объем добычи не растет.
Чтобы активизировать промысел, в Архангельской области предлагают разработать и внедрить механизированные орудия добычи, которые бы не выдирали водоросли с корнем, а косили их с минимальным воздействием на экосистему. Также в регионе считают полезным определить льготные районы для промысла, ввести секторный режим эксплуатации, исключающий добычу в одном и том же месте, и развивать глубокую переработку.
- В первую очередь надо создавать и внедрять технологии добычи и переработки с минимизацией затрат, - подчеркивает Алексей Байталюк. - Такие попытки уже были - от механизации до специальных судов для сбора. Но с каждым годом увеличивался объем импорта продуктов переработки водорослей. Сегодня есть три сценария развития отрасли. Первый - оставить все как есть. Второй - направить усилия на получение урожая и производство продукции. И третий - развивать экологическое направление: водоросли важны для декарбонизации и борьбы с заилением прибрежных акваторий.
Надо ли создавать в России искусственные плантации водорослей, как в Китае? Эксперты расходятся во мнениях на этот счет. Одни полагают, что нет смысла дополнительно вкладываться в то, что само вырастет. Другие уверены, что будущее - за водорослевыми фермами, поскольку они не вредят морю и позволяют лучше контролировать объемы добычи.
Водоросли содержат десятки микроэлементов и аминокислот, витамины, антиоксиданты и полисахариды, помогающие бороться с вирусами. Но очень важен контроль качества сырья. Специалисты отмечают, что в морской флоре могут накапливаться неорганический мышьяк, кадмий и другие тяжелые металлы.