Прощайте, "шашечки"! Лихачей будут лишать прав за повторное опасное вождение

Госдума приняла в первом чтении поправки о наказании за опасное вождение
Госдума приняла в первом чтении поправки об административной ответственности за опасное вождение. Согласно документу, лихачей предлагается штрафовать на сумму от 3 до 5 тысяч рублей, а за повторное правонарушение уже лишать права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.
Опасное вождение не всегда связано с превышением скорости.
Опасное вождение не всегда связано с превышением скорости. / Александр Корольков/РГ

Принятый законопроект представляет собой уже третью попытку Госдумы утвердить санкции за опасное вождение. В этот раз - успешную. "К сожалению, статистика неутешительна: количество ДТП вновь стало расти, - прокомментировал журналистам необходимость поправок председатель Госдумы Вячеслав Володин. - В 2023 году в России произошло 132,5 тысячи ДТП с пострадавшими, это на 4,5% больше, чем по итогам 2022 года. В них погибли 14,5 тысячи человек (+2,3%) и ранены 166,5 тысячи человек (+4,3%). Очевидно, что ответственность для лихачей на дорогах, которые сознательно нарушают ПДД, надо ужесточать". Он напомнил, норма об опасном вождении была введена в ПДД еще в 2016 году. "Однако до сих пор нет соответствующего наказания за такое поведение на дорогах, угрожающее жизни как самого водителя, так и других участников движения", - заметил спикер ГД. По его словам, в рамках второго чтения наказание для рецидивистов сделают строже, лишением прав на пару месяцев нарушители не отделаются.

Под опасным вождением понимаются действия, создающие аварийные ситуации на трассах. Это могут быть необоснованные перестроения в потоке машин (те самые "шашечки"), резкое торможение без причины, несоблюдение безопасной дистанции. В этом списке - и невыполнение требований уступить дорогу автомобилю, пользующемуся преимущественным правом движения.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что по вине водителей-лихачей сегодня совершается до 80% ДТП. Автоматически выписанных протоколов и штрафов не предполагается (речь о камерах видеофиксации). По оценке депутатов Госдумы, данные с уличных камер могут стать лишь отправной точкой для начала разбирательства, решение же в каждом случае будет принимать только ответственное должностное лицо.

На дорогах немало "агрессоров, которые провоцируют, играют в шашечки", напомнил один из авторов, глава Комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов (ЛДПР). Эти гонщики, по его словам, "мнят себя воспитателями и резким торможением пытаются проучить сзади идущее транспортное средство". Тем самым они провоцируют выезд на встречную полосу, аварию, ставят под угрозу жизнь и безопасность других участников дорожного движения.

Ярослав Нилов уверен, что "таких товарищей самих надо воспитывать". Кстати, за границей за опасное вождение, по его словам, могут вообще лишить свободы.

Депутат Абдулхаким Гаджиев ("Единая Россия") согласен, что наказание за хамство за рулем - давно назревшая инициатива. "Проявления дорожного хулиганства остаются большой проблемой, в частности для моего родного Дагестана,- сказал он "РГ". - Человек, находясь за рулем, формально не нарушает ПДД, но, очевидно, создает аварийную ситуацию, представляя угрозу для других участников дорожного движения. В результате получают увечья или даже гибнут люди". Депутат считает, что новый закон поможет решить проблему хотя бы частично.

Джамаладин Гасанов ("Единая Россия"), в свою очередь, заявил "РГ", что рост числа ДТП - в том числе со смертельным исходом - "это во многом следствие отсутствия культуры вождения, которое приводит порой к трагическим последствиям".

"Любители поиграть в "шашечки" на дороге или "проскочить" на мигающий желтый, а то и на красный свет представляют опасность для всех участников дорожного движения: водителей, пешеходов, велосипедистов", - уверен законодатель. По его оценке, санкции из законопроекта сработают на профилактику - они должны носить в первую очередь воспитательный характер.

"Поэтому повторное правонарушение предложено наказывать лишением прав. Наша задача - снизить смертность от ДТП и навести порядок на дорогах. Считаю, что проектируемыми поправками в КоАП сделать это вполне возможно", - сказал Джамаладин Гасанов.

Кстати

Госдума одобрила еще одну инициативу на автотему. Благодаря принятому закону (в Госдуме документ прошел второе и сразу третье чтение) в России усилят наказание для водителей авто с измененными или скрытыми номерными знаками - лишиться прав можно будет на 1,5 года. Как заявил депутатам замглавы МВД Игорь Зубов, речь может идти о применении материалов, которые мешают распознать государственные регистрационные знаки либо полностью их скрывают. Это могут быть картон, шторки, специальная рамка либо грязь. Новый закон подразумевает, что за повторное правонарушение или вождение без номерных знаков водительские права будут изъяты на срок от одного до полутора лет. Привлечь к ответственности водителя могут и за устройство, которое видоизменяет или закрывает госзнак. Сейчас нарушителю грозит штраф за сокрытие номеров в размере 5 тысяч, а также лишение прав на срок от одного до трех месяцев.

Мнения

Введение ответственности за опасное вождение - это довольно сложный вопрос. Дело в том, что непонятно кто, за что и на каких основаниях будет привлекать к ответственности. Что такое соблюдение дистанции и бокового интервала? Они не прописаны ни в метрах, ни в сантиметрах в правилах. И как применять эту норму на дороге?

Как выявить несколько нарушений подряд? Инспектор должен ехать за машиной и следить, сколько она нарушений проделала? Но он должен пресечь первое нарушение. Диапазон работы камер сильно ограничен. Максимум - 300 метров. На этом расстоянии сложно совершить несколько нарушений. А информация с другой камеры - это уже другой вопрос.

Как считают эксперты, вопрос требует очень серьезной доработки.

По мнению автоэксперта Игоря Моржаретто, с одной стороны, он приветствует это нововведение, а с другой - не очень понятно, как это будет регистрироваться. Какие показания пойдут в обвинение? Должен быть четкий регламент. Таких сумасшедших стало меньше последнее время, но и оставшихся надо убирать с дорог. Но как это сделать технически - непонятно.

По мнению адвоката Сергея Радько, профильный комитет Госдумы, который при подготовке ко второму чтению несколько лет назад дал очень грамотное заключение. Он указал, что термин "опасное вождение" содержит элемент правовой неопределенности, что может повлечь его расширительное толкование при рассмотрении дел об административных правонарушениях на практике. С учетом неоднократно высказанной правовой позиции Конституционного суда о необходимости соблюдения критериев формальной определенности, точности, ясности и недвусмысленности правовых норм отмечалось, что содержание понятия "опасное вождение" должно быть раскрыто в диспозиции предлагаемой статьи кодекса. На этом основании законопроект был отклонен. Однако эти замечания и по сей день остались актуальными - ведь изменений в правила дорожного движения, в части уточнения термина "опасное вождение", правительство не вносило, а значит, все доводы про правовую неопределенность не потеряли своей важности. Тем не менее закон принимают.

По мнению юриста Льва Воропаева, не зря дискуссия длится 8 лет. При таком подходе все отдается на субъективное восприятие сотрудника ГИБДД. По его мнению, привлекать к ответственности за опасное вождение надо только при наличии видеозаписи. А иначе - это рост коррупционной составляющей. Должны быть объективные доказательства. Как доказать, что водитель несколько раз кого-то подрезал, поучил?

Кроме того, по его данным, 80% нарушений совершают люди на очень дорогих машинах. Обычно у них по сотне, а то и более неоплаченных штрафов. Если бы правоприменитель доводил до конца практику по таким штрафам, и каждый из таких водителей отсидел бы по 15 суток, то и речи об опасном вождении не было бы.

Подготовил Владимир Баршев