Как настроить органный комплекс в Калининграде за четыре часа

Электромотор, десятиметровые трубы, механика. Когда произносишь эти слова, в голове сразу всплывает масштабная стройка. Однако речь идет вовсе не о многоэтажке или заводе, а о знаменитом органе Кафедрального собора в Калининграде. С этим царством труб и регистров, которое натурально занимает три этажа, управляются всего два человека, один из которых - титулярный органист и одновременно мастер-настройщик Мансур Юсупов. Эксклюзивно для "РГ" он провел экскурсию по закулисью и рассказал, как можно настроить язычковые регистры всего за 4,5 часа.
Мансур Юсупов: Здесь нет неудачных регистров, как у некоторых инструментов.
Мансур Юсупов: Здесь нет неудачных регистров, как у некоторых инструментов. / Денис Гонтарь

Большинство жителей и гостей самого западного региона страны видят только красивый фасад калининградского органа. Однако когда оказываешься за "ширмой", то глаза просто разбегаются от "внутрянки" инструмента. Ты будто находишься в деревянном трехэтажном доме: все пространство поделено на условные сектора, где расположена 6301 труба. Размер их варьируется: самая маленькая - всего 11 миллиметров в высоту, самая большая - 10,5 метра. Нажатие на клавишу органа разгоняет по трубам воздух. Так на свет рождается объемный и бесконечный звук.

Трубы выстраиваются стройными рядами, каждый из которых формирует регистр. Их у органного комплекса аж 122. Именно поэтому вид калининградского инструмента вызывает у многих шок и трепет.

- Это один из лучших органов в мире, что подтверждают гастролирующие музыканты, выступающие на площадке Кафедрального собора. Он отлично сбалансирован, обладает богатством тембров и красок, но при этом правильно интонирован, - рассказал Мансур Юсупов. - Здесь нет неудачных регистров, что является проблемой для некоторых инструментов - музыканты стараются их не брать, дабы не испортить звучание. У нас же все отлично. Однако не стоит забывать, что в Калининграде - комплекс, состоящий из двух органов: главного и хорового, которые установлены в разных частях собора. Играть можно как на обоих сразу, так и раздельно, что открывает большие творческие возможности.

Такие объемы представляют определенные сложности для мастеров. В первую очередь настраивают 25 язычковых регистров. Для примера, на других российских органах таковых не больше десяти. Калининградцы справляются с работой в среднем за четыре часа.

Что интересно, хоровой орган настраивать сложнее, чем его большого "собрата". Дело в том, что из-за компактности инструмента в разы труднее подобраться к нужным регистрам. "Иногда приходится заниматься акробатикой", - отмечает Мансур и шутит, что именно поэтому калининградские органисты небольшого роста и худощавые.

В целом органный комплекс - штука надежная: серьезный ремонт ему может понадобиться только в крайнем случае. Но свои "расходники" есть. Речь идет о необычных гайках, которые специально для органов изготавливают из прессованной кожи. Со временем резьба на них стирается, и гайку приходится менять.

- В России их не производят, все поставки шли из Германии. Сейчас с импортом большие проблемы, но мы успели запастись впрок. Гаек нам хватит на годы вперед, - развеял опасения Мансур.

Орган - инструмент уникальный, трубы для него изготавливают по индивидуальным заказам. Поэтому наладить серийное производство внутри страны априори невозможно. Да и количество инструментов оставляет желать лучшего - их в России, по оценке мастера, около 160 штук. Все же органная музыка для отечественного слушателя по-прежнему в диковинку. Эта культура больше присуща католикам и лютеранам Западной Европы, чем православным.

Настройщиком органа Мансур, конечно, не родился. Его профессиональный путь начался в Оренбургской области, где герой публикации впервые пошел в музыкальную школу, выбрав фортепиано. Затем было музыкальное училище, а после него - Казанская консерватория имени Н. Г. Жиганова. Именно там Мансуру впервые предложили перейти с фортепиано на орган, когда он успешно отыграл полифоническую партию на концерте. Юсупов принял предложение и уже через два года полностью "пересел" за новый инструмент, попутно став подмастерьем настройщика.

Профессиональное обучение продолжилось в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Мансур занимался в классе заслуженного артиста России Даниэля Зарецкого. Будучи студентом старших курсов, пробовался на места штатных органистов. В один из дней ему поступило приглашение от Кафедрального собора в Калининграде. Так, с 2017 года талантливый органист начал работать в российском эксклаве.

После переезда в Калининград Мансура отправили на стажировку в немецкий город Бонн на органостроительную фирму. Там он изучил весь процесс создания инструмента, а также исколесил с коллегами всю западную Германию, помогая настраивать десятки органов - от больших до маленьких. Весь багаж накопленного опыта он привез обратно в Калининградскую область.

Творческие планы у Мансура Юсупова наполеоновские. Он хочет разучить новые произведения, одно из которых - знаменитая фантазия Ференца Листа Ad nos, ad salutarem undam. Пока для этого у титулярного органиста банально не хватает времени. Любимые произведения тоже меняются: в прошлом году это был хорал ля минор Сезара Франка.

- Важно играть ту музыку, которую ты любишь, и быть честным по отношению к себе и зрителям. Если произведение надоело, лучше отложить его в сторону и вернуться, когда почувствуешь новый приток вдохновения, - заключил калининградский органист.

По словам Мансура Юсупова, орган отлично вписывается в современную музыку. В качестве примеров можно привести популярных нынче композиторов Ханса Циммера и Филипа Гласса, которые часто пишут произведения специально под этот инструмент. Органная музыка уже помогла передать всю глубину и бесконечность космоса через саундтрек к фильму "Интерстеллар".

Тем временем

В Кафедральном соборе Калининграда проходит Второй международный фестиваль органистов. Продлится он вплоть до 25 октября 2024 года. Виртуозной игрой жителей и гостей региона порадуют 11 музыкантов из России, Франции, Италии, Испании, Японии и Нидерландов.

Прямая речь

Эудженио Мария Фаджиани, итальянский органист:

- Впервые мне удалось сесть за калининградский орган в 2017 году, однако о его уникальных особенностях я узнал задолго до этого благодаря конкурсу имени Микаэла Таривердиева. Богатая тональная палитра инструмента не только делает игру на нем максимально комфортной, но и открывает широкие возможности для импровизации. Смешение звуков и чарующая акустика Кафедрального собора дарит вам уникальный музыкальный опыт.