...Здание единого диспетчерского пункта Московской объединенной энергетической компании на улице Автозаводской, 10 А. Именно сюда со всего города стекается информация о том, где батареи уже ожили, а где еще остаются холодными. В отличие от большинства городов мира, Москва в течение последних более чем 80 лет живет с централизованным теплоснабжением. Основной плюс такого формата - дешевизна, а минус - все в мегаполисе происходит одновременно. Отдельно котельную на пять домов, жителям которых холодно, не запустишь.
Старт отопительному сезону дает постановление правительства Москвы. После его выхода с 00.00 часов понедельника все 13 городских ТЭЦ начали увеличивать подачу теплоносителя в виде специально подготовленной горячей воды. "В настоящее время каждый час подключают около 700-1000 домов, - рассказал "РГ" начальник диспетчерского пункта Андрей Завьялов. - Причем ночь на дворе или день - значения не имеет. Сотрудники всех структур, которые в ответе за пуск тепла - не только энергетики, но и управляющих компаний, райуправ, префектур, работают в эти дни в круглосуточном режиме".
На улице пока тепло, поэтому на входе в дом температура теплоносителя составляет 75 градусов. Его задача, чтобы в помещениях, где живут, учатся, работают москвичи, воздух прогрелся как можно быстрее до +22 градусов.
За соблюдением этих показателей в диспетчерском пункте следят по мониторам четверо специалистов. Заступив на смену, они меняются только через сутки. "При малейших отклонениях на место отправляются аварийные бригады", - включается в разговор начальник Центрального диспетчерского управления Валерий Маслов.
Но пока работа идет штатно. Сказываются подготовка сетей и их испытания, которые шли в городе с мая по сентябрь. Энергетики надеются, что удалось отремонтировать все выявленные ненадежные участки. Интересуюсь, есть ли жалобы от москвичей на холод в квартирах? "Все звонки поступают на городскую "горячую линию" или управляющим компаниям - именно они отвечают за то, чтобы тепло дошло до каждой квартиры, - продолжает Валерий Маслов. К пятнице отопление придет во все дома москвичей.
Пока же сигналов от горожан, по словам эксперта в сфере ЖКХ, редактора телеграм-канала "Дом и двор" Павла Степуры, более чем хватает: "Многие москвичи удивляются: второй день как начали включать отопление, а у них батареи по-прежнему ледяные. Но дело в том, что процесс этот поэтапный. Сначала тепло дают социалке - школам, больницам, детским садам. Если на той же тепловой сети находятся дома и офисы, подключат и их". По словам эксперта, чаще всего до жилья тепло доходит на второй-третий день после начала отопительного сезона. Пик жалоб приходится на четвертый-пятый день, когда в большинстве домов уже тепло.
"Для таких периодов мы специально открываем внутридомовой чат, - рассказал "РГ" Кирилл Чиркин, председатель ЖСК "Главмосстроевец", который управляет домом N73 на улице Вавилова. - Занимаются подключением отопления у нас два сантехника и инженер. На подключение уходит около дня. Внутридомовой чат помогает быстрее выявить неполадки. В основном это протечки".
Кстати
Пожаловаться на отсутствие отопления, недостаточный прогрев помещения можно на городскую телефонную линию по отоплению: +7 (800) 100-23-29, а так же в единый диспетчерский центр ЖКХ Москвы: +7 (495) 539-53-53. А еще можно оставить заявку через сервис "Вызов мастера" на mos.ru; через мобильное приложение "Госуслуги Москвы" или обратиться в свою управляющую компанию.