Кто играет: Ольга Перетятько, Марсело Альварес, Михаил Петренко, Мария Баракова, Валерий Макаров, Кристина Клейн, Академический большой хор "Мастера хорового пения", оркестр Музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Дирижер Ариф Дадашев.
Что играет: В. Беллини - "Норма" (опера в концертном исполнении).
Почему идти: "Случись кораблекрушение, единственная из моих опер, которую следовало бы спасти, - это "Норма", - говорил Винченцо Беллини. И действительно, в "Норме" его мелодический дар достиг вершины - чего стоит лишь одна знаменитая ария Casta diva! Сюжет оперы восходит к античной трагедии: возвышенный стиль, всепоглощающая страсть, благородное самопожертвование. В разные времена главную партию в ней исполняли Мария Малибран, Мария Каллас и Монтсеррат Кабалье. На этот раз Норму споет Ольга Перетятько, чей голос, по словам одного из критиков, "взлетает с очарованием соловьиной колоратуры". В роли Поллиона - аргентинец Марсело Альварес, прославившийся спинтовой подачей в итальянском лирическом репертуаре.
Где, когда, сколько: Концертный зал "Зарядье"; 18 октября; 3 000 - 12 000 руб.
Кто играет: Российский национальный молодежный симфонический оркестр (дирижер Дмитрий Юровский), солист Денис Мацуев.
Что играет: Р. Вагнер - Увертюра к опере "Нюрнбергские мейстерзингеры", Н. Римский-Корсаков - Увертюра к опере "Царская невеста", Л. ван Бетховен - Концерт для фортепиано с оркестром № 1, С. Рахманинов - Концерт для фортепиано с оркестром № 2.
Почему идти: Бравурно-мускулистая манера Дениса Мацуева еще больше усилит и без того сильный порыв чувств Второго фортепианного концерта Рахманинова. В его сочной, упругой музыке торжествует мажор, неомраченная радость бытия, Бетховенский концерт для фортепиано с оркестром №1 иной: вместо драматизма и напора - деликатная красота и высокая лирика. И пусть эти произведения считают заигранными: любимец нашей публики даже в самых заигранных опусах находит новые смыслы, а Российский национальный молодежный симфонический оркестр неизменно поддерживает его в этих поисках.
Где, когда, сколько: Концертный зал им. Чайковского; 19 октября; 3 000 - 12 000 руб.
Кто играет: Московский государственный симфонический оркестр (дирижер Иван Рудин), финалисты XXVII Международного конкурса вокалистов имени М.И. Глинки.
Что играет: Арии из опер русских и зарубежных композиторов.
Почему идти: Начиная с 1960 года Международный конкурс вокалистов имени М.И. Глинки популяризирует этот непростой вид искусства, давая возможность наблюдать за рождением новых звезд оперной сцены. Заключительный концерт, сопровождающий церемонию награждения лауреатов нынешнего конкурса, продемонстрирует эволюцию академического вокала и придаст заряд оптимизма его почитателям. Вместе со зрителями "Зарядья" этот заряд получат добрый десяток молодых талантов, начинающие свой путь в высшую оперную лигу. Сопровождать выступления лауреатов будет Московский государственный симфонический оркестр - частый партнер оперных звезд.
Где, когда, сколько: Концертный зал "Зарядье";16 октября; 1 500 - 8 000 руб.
Кто играет: Концертный симфонический оркестр Московской консерватории (дирижер Анатолий Левин), солист Равиль Ислямов.
Что играет: А. Шнитке - Концерт № 4 для скрипки с оркестром, Л. ван Бетховен - Симфония № 6 "Пасторальная".
Почему идти: 90-летие со дня рождения Альфреда Шнитке - только предлог, чтобы показать уникальный сплав русского и немецкого в музыкальной культуре конца прошлого столетия. Концерт № 4 для скрипки с оркестром последнего великого композитора двадцатого века даст музыкальный оттиск своей противоречивой эпохи. А лукаво-грациозная "Пасторальная" симфония Бетховена, предвестница романтического направления в музыке, наполнит слушателя наивной радостью века девятнадцатого. Оба произведения требуют от исполнителей поистине ювелирной работы, ибо музыка в них строится на тончайших нюансах. Дирижер Анатолий Левин и скрипач Равиль Ислямов приложат все силы, чтобы донести эти нюансы до публики.
Где, когда, сколько: Большой зал консерватории; 20 октября; 600 - 2 000 руб.
Кто играет: Государственный симфонический оркестр "Новая Россия" под управлением Юрий Башмет, Константин Хабенский, Ольга Литвинова.
Что играет: А. С. Пушкин - П. И. Чайковский - "Евгений Онегин" (авторская версия Ю. Башмета).
Почему идти: "Евгений Онегин", как писал Пушкин, был плодом "легких вдохновений, незрелых и увядших лет, ума холодных наблюдений и сердца горестных замет". Полная легкой ностальгии, сладкой меланхолии и прекрасных мелодий опера Чайковского удивительно хорошо рифмуется с "романом в стихах". Музыкально-литературная композиция с участием актеров Константина Хабенского и Ольги Литвиновой прозвучит в зале им. Чайковского, а меломанам и ценителям театра останется лишь "Под звуки песен этих мечтами уноситься иногда куда-то далеко...".
Где, когда, сколько: Московский международный Дом музыки; 15 октября; 2 500 - 15 000 руб.
Кто играет: Государственный академический камерный оркестр России, ансамбль Questa Musica (дирижер Филипп Чижевский), солисты Елене Гвритишвили, Мария Сардарян, Ярослав Абаимов, Константин Сучков, Николай Диденко и другие.
Что играет: В. А. Моцарт - "Волшебная флейта" (опера в концертном исполнении).
Почему идти: Язвительный и лукавый дар Моцарта как нигде чувствуется в "Волшебной флейте" с ее блестками кукольного спектакля и гениальной музыкой, искрящейся и хрупкой, словно хрусталь. Веру в изначальность добра и в конечное торжество света и разума укрепят близкие по возрасту героям оперы, но уже завоевавшие признание молодые солисты, а за дирижерский пульт встанет Филипп Чижевский, чьи блестящие трактовки венской классической школы публика уже имела возможность оценить.
Где, когда, сколько: Концертный зал им. Чайковского; 20 октября; 3 000 - 5 000 руб.
Кто играет: Алина Каичева, Егор Мотузов, Эдгар Егиазарян, Анастасия Тетерина, Ксения Хабинец, Максим Афанасьев, Амир Салимов, Никита Высоцкий и
Что играет: Ц. Пуни, Р. Дриго - "Эсмеральда".
Почему идти: За свою долгую жизнь на сцене "Эсмеральда" претерпела множество постановочных версий. Спектакль, который в свое время ставили великие Жюль Перро и Мариус Петипа, возродил театр "Кремлевский балет" Хореограф Андрей Петров, композитор Владимир Качесов и художник Григорий Белов проделали огромную работу по поиску и исследованию исторических материалов - хореографических, изобразительных, музыкальных - и дали новую жизнь шедевру эпохи романтизма. В итоге получилась игра в старинный балет, балет императорский: Эсмеральда, прекрасный цветок среди нравственной грязи, Гренгуар, "бедняк и поэт, кому до него какое дело?" и уродливый Квазимодо, "с чувством глубокого отчаяния упрекающий судьбу".
Где, когда, сколько: Государственный Кремлевский Дворец; 17 октября; 800 - 5 000 руб.
Кто играет: Симфонический оркестр Москвы "Русская филармония" (дирижер Фабио Мастранджело), солисты Дарья Зыкова, Константин Захарато, Иван Таланин, Родион Петров, Инна Свечникова, Николай Пантюхин, шоу-театр DIVO, Ирландское танцевальное шоу Celtica.
Что играет: Классик-кроссовер.
Почему идти: Неистощима энергия оркестра "Русская филармония" - мало ему просто сыграть в Доме музыки свою самую зажигательную программу "Безумные танцы". Надо еще вывести на сцену сопрано из Большого театра, победителей телеконкурса "Танцы со звездами", скрипача, бандеониста, трио балалаечников и танцоров джиги. При таком неформальном формате даже очень солидная публика начнет выкидывать коленца в зале: мамбо, чардаш, канкан, танго, сиртаки, "Танец льда и пламени" и "Танец с саблями" ей в помощь. Для тех, кто устоит на дневном концерте, - повтор программы в 19.00.
Где, когда, сколько: Московский международный дом музыки; 20 октября (15.00 и 19.00); 1 500 - 5 000 руб.
Кто играет: Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова (дирижер Федор Леднев), Вокальный ансамбль Intrada, Вокальный ансамбль N'Caged. Автор и ведущий цикла Ярослав Тимофеев.
Что играет: Дж. Шельси - Uaxuctum (российская премьера).
Почему идти: Очередной концерт абонемента "Вещь в себе" впервые в России представляет вокально-инструментальную сюиту Джачинто Шельси Uaxuctum, посвященное одноименному городу майя, обнаруженному археологами в Гватемале. Сочинение это рождалось у композитора в процессе медитации и импровизирования на фортепиано, позже - на электронном клавишном инструменте ондиоле. Свои импровизации Шельси записывал на магнитофон, а затем ассистенты переводили эти записи в ноты. Кроме вышеупомянутого электронного инструмента в записи участвовала 200-литровая бочка из-под машинного масла и погремушка. Усилят ли на этом концерте бочкой из-под масла Госоркестр России - большой вопрос, но то, что премьера Uaxuctum взорвет наше меломанское сообщество, - неоспоримо.
Где, когда, сколько: Концертный зал им. Чайковского; 18 октября; 1 000 - 1 500 руб.