Проверьте управляющего: эксперт рассказал, на что обратить внимание при банкротстве физлица

Эксперт Канунников дал советы тем, кто собрался оформить банкротство физлица
Личное банкротство - очень востребованный в России способ избавиться от долгов. Как сообщает Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (Федресурс), через эту процедуру проходит сотни тысяч человек. Но не стоит думать, что этот путь должника усыпан розами. Так чего ему стоит остерегаться?
Личное банкротство - неплохой вариант избавиться от долгов. Главное, в "мышеловку" не попасть.
Личное банкротство - неплохой вариант избавиться от долгов. Главное, в "мышеловку" не попасть. / Сергей Михеев

Показательна история Анатолия Маталыги, который проходит процедуру личного банкротства. В октябре 2023 года в рамках процедуры личного банкротства на торгах были проданы две квартиры должника в Болгарии. Об этом ему стало известно от представителя самого крупного кредитора. Тот прислал ему договор купли-продажи, подписанный арбитражным управляющим. Увидев цифры в договоре, должник обомлел: квартира площадью больше ста "квадратов" продана за четыре миллиона рублей, а 65-метровая, - за два миллиона. По предварительной оценке, которая обязательна, квартиры стоили 18 и 11 миллионов рублей соответственно. То есть их продали за 20% от стоимости. Это возмутило не только Анатолия Маталыгу и его родных, но и кредиторов - они рассчитывали на большее.

Сделку начали тщательно изучать, и выяснилось, что управляющий вообще не мог заниматься продажей, так как уже был дисквалифицирован судом за нарушения по другому делу о банкротстве. Но тот все-таки поставил подпись на договоре купли-продажи спустя неделю после лишения полномочий.

95% заявлений о банкротстве подают сами должники, а не кредиторы и не налоговая служба

Эта сделка оспаривается до сих пор. А Маталыга начал тщательное расследование действия управляющего. И обнаружил еще один обман. Тот снял с его счета свыше 660 тысяч рублей. И, не внеся эту сумму в отчеты для кредиторов, пользовался деньгами почти год! Пока банкрот не обнаружил пропажу денег и не обратился в полицию и прокуратуру. Следственный комитет в Новосибирске возбудил уголовное дело о мошенничестве в отношении арбитражного управляющего.

Эксперты предупреждают банкротов: нельзя путать арбитражного управляющего, который назначен судом, с личным представителем, который защищает ваши интересы. У банкрота нет с управляющим никаких отношений, он ему ничем не обязан. И как показывает практика, есть большой риск столкнуться с финансовыми злоупотреблениями.

Комментарий

Антон Канунников, эксперт проекта Народного фронта "За права заемщиков":

- Финансовый управляющий может вступить в сговор с кредитором и тогда он начинает "играть" против должника, реализуя выгодные им схемы. Но этот момент можно было бы исключить, если бы финансовый управляющий всегда избирался методом случайной выборки, а не по предложению кредиторов.

А раз этого нет, банкроту необходимо тщательно контролировать действия финансового управляющего. И если потребуется, оспаривать, привлекать правоохранительные органы, писать жалобы: в Росреестр, в суд, в саморегулируемую организацию. Жалобы весьма эффективны. Когда их много, страховая организация повышает управляющему стоимость страховки, что бьет по его кошельку. И он этого боится.

Еще один момент. Сумма вознаграждения финансового управляющего по закону - 25 тысяч рублей. Она кладется на депозит, но большинство, конечно, за такие деньги работать не хотят. И стремятся получить от должника дополнительное вознаграждение, которое, по сути, находится в серой зоне. Эти суммы ничем не подтверждаются и никем не контролируются. Причем должник пребывает в иллюзии, что финансовый управляющий на его стороне, ведь он ему заплатил! Шок наступает, когда должник понимает, что это далеко не так. Поэтому рекомендую всем, кто инициирует судебное банкротство, обращаться в юридическую фирму и заключать договор со своим представителем. Он, подписав договор, будет защищать именно ваши интересы в правовом поле - в том числе обжаловать неправомерные действия вашего финуправляющего.

В целом же личное банкротство я оцениваю как эффективный инструмент избавления от долгов. 95% заявлений о банкротстве подают сами должники, а не кредиторы и не налоговая служба.