Камеры начнут проверять машины на наличие обязательной страховки
Такое предложение к МВД, ЦБ и Минцифры было закреплено в протоколе совещания у замруководителя аппарата правительства Алексея Уварова, которое проходило вместе с представителями Госавтоинспекции, ЦБ и страховщиками.
Подобный эксперимент уже проводили в Москве два года назад. Тогда тоже автовладельцам высылались не постановления о штрафах, а лишь сообщения о том, что они обязаны купить полис ОСАГО на свой автомобиль. Эксперимент даже был признан удачным. Но далее возникли юридические вопросы.
Идея о контроле за наличием полисов ОСАГО звучит с 2015 года. Еще когда вводилось наказание за отсутствие полиса, установленный штраф примерно соответствовал стоимости полиса ОСАГО. Штраф - 800 рублей, полис в районе 1000-1500 рублей. Но с тех пор многое изменилось. И сейчас ОСАГО стоит более семи тысяч, а штраф остался тем же. Кроме того, когда появилось ОСАГО, основное количество нарушений выявляли на дорогах сотрудники Госавтоинспекции. Но после внедрения камер фотовидеофиксации в нашу жизнь, а также сокращения сотрудников этой службы, инспекторов на дорогах стало меньше. Шансы попасться за управление без полиса снизились.
Если раньше управление без страховки наказывалось не только штрафом, но и запретом эксплуатации автомобиля со снятием регистрационных знаков, то теперь только штрафом, который можно уплатить со скидкой 50 процентов.
Необходимость введения такого контроля на дорогах пояснил зампредседателя Комитета по транспортно-дорожному комплексу и информационным технологиям Мособлдумы Максим Коркин. Он напомнил, что с 1 марта 2025 года ГИБДД перестанет запрашивать ОСАГО при регистрации автомобилей, и автостраховщики опасаются, что водители станут заключать еще меньше договоров об автогражданской ответственности. "И тут есть здравое звено, поскольку у надзорных органов пропадает инструмент контроля, - пояснил Максим Коркин. - Сейчас на рынке сложилась ситуация, которая сама подталкивает автолюбителей не оформлять ОСАГО, так как наказание за отсутствие полиса не столь существенно. При этом владельцы транспорта зачастую не думают на два шага вперед и забывают о других рисках, а они есть - серьезные и затратные".
В России нет выбора, оформлять ОСАГО или нет - без действующего полиса запрещено выезжать на дороги. А страховка в первую очередь признана защитить участников ДТП. И если владелец полиса стал виновником аварии, страховка отстоит его финансовые интересы. Ведь страховая компания возместит расходы на лечение или ремонт машины пострадавшего. Это своего рода оберег для всех, кто садится за руль.
"Инициатива призвана дисциплинировать участников дорожного движения, - поясняет депутат. - Пилотный проект должен показать эффективность, что позволит проверить чистоту данных реестра ОСАГО и избежать ошибок, связанных с выявлением "бесполисников", а также доказать, что система фиксации технически готова функционировать без сбоев. Результаты статистики позволят законодателю понять и подготовить почву для внесения изменений в КоАП РФ".
Сегодня в Московской области функционирует 1857 стационарных комплексов и 200 передвижных комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД. Уже сейчас нейросеть обучена "видеть" ряд различных видов нарушений, в том числе и непристегнутый ремень. Изначально предполагалось, что проверка наличия полисов по камерам должна была происходить только у нарушителей, например, при превышении скорости. Но теперь в рамках эксперимента планируется, что будут проверять все автомобили.
Как это будет работать, рассказал руководитель Национальной страховой информационной системы (НСИС) Николай Галушин: "Транспортное средство попадает в поле зрения дорожной камеры, оно фотографируется, фотографируется весь поток машин, - говорит эксперт. - Это происходит многократно. Информационная система ГИБДД взаимодействует с информационной системой страхования, оператором которой выступает НСИС. Сопоставляется номер транспортного средства на фотографии с наличием договора ОСАГО в системе в отношении транспортного средства с таким номером. При наличии договора ОСАГО фотография удаляется. При отсутствии договора страхования будет происходить запрос в информационную систему страхования на следующий день, чтобы исключить ошибку с необоснованным наложением штрафа. Такая ошибка может быть связана, например, с более поздней загрузкой полиса ОСАГО в систему при оформлении его в бумажном виде. Электронные полисы заключаются непосредственно в информационной системе. Если на следующий день полис в АИС Страхования обнаруживается, то фотография удаляется. Кстати, повторное обращение к информсистеме страхования связано также с тем, что со 2 марта 2024 года в России можно заключить договор страхования на один день. Если в течение последовательно двух дней и двух обращений к базе данных договоров ОСАГО в АИС Страхования договор ОСАГО обнаружен не будет, то происходит выставление штрафа владельцу транспортного средства. Готовность АИС Страхования заключается в интеграции с информсистемой ГИБДД. Такая готовность на техническом уровне есть.
Впрочем, транспортное средство может в течение одного дня попасть на дорожные камеры много раз. Поэтому, утверждает Николай Галушин, должны быть внесены изменения в КОАП, которые предполагают объединение всех штрафов за отсутствие полиса ОСАГО в течение одних суток в один. При этом отсутствие полиса на следующий день будет означать наложение другого штрафа в этот день. Надо сказать, что чуть ли не главным условием по введению контроля за страхованием автовладельцев на рабочей группе по этому вопросу, в которую входят представители Госавтоинспекции МВД России, называлось именно внесение поправок в КоАП - добавить в статью 12.37, которая предусматривает ответственность за управление авто без ОСАГО, примечание по аналогии со статьей 12.5 КоАП. А именно, что автовладелец не привлекается к административной ответственности за второй и последующие случаи выявления такого правонарушения в течение двадцати четырех часов с момента первого выявления такого случая. К сожалению, на сегодняшний день нет даже проекта таких поправок. Хотя глава Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов заявлял о том, что экспертная рабочая группа работает над этим вопросом.
Насколько возможны ошибки при выявлении якобы незастрахованных? "Ошибки возможны,-- поясняет Николай Галушин. - Но по оценкам специалистов, общее их количество должно быть незначительным из-за высокого качества данных в информсистемах. Ошибка может быть, например, в таком случае: собственник заключил договор ОСАГО в отношении ТС при постановке его на учет, то есть когда у машины еще не было номерных знаков. Договор ОСАГО будет в системе, но в полисе не будет номера транспортного средства. А на дороге уже будет машина с номерным знаком. Водитель, собственник транспортного средства, должен после получения номеров проинформировать страховую компанию и внести изменения в полис ОСАГО. Но зачастую так не происходит. Но даже в таком случае у человека не будет штрафов, потому что при сопряжении двух информсистем наличие полиса ОСАГО будет "привязано" к машине через другой идентификатор, например, VIN номер, который есть и у страховщика, и в АИС Страхования, и в базе ГИБДД.
Как сообщили в пресс-службе страховой компании ВСК, введение такого контроля актуально, оно поможет повысить дисциплину водителей. Для отладки системы требуется время. Пока она работает без штрафов, так как есть опасения относительно большого количества ошибок, лишних начислений, и наоборот.
Кстати, в ряде стран камеры не проверяют отсутствие полисов. Берутся две базы данных: база зарегистрированных машин и база застрахованных. И они сверяются, например, периодичностью раз в месяц. Есть машина, но нет страховки - получи штраф. Но в России необходимо, чтобы был установлен факт передвижения машины без страховки. Потому что, несмотря на то что в ГИБДД числятся на учете 70 миллионов транспортных средств, не все они эксплуатируются. Некоторые превратились в утиль, но с учета не сняты. Есть авто, которые временно ввезены в Россию. На учете в ГИБДД они не стоят. Но страховку тоже должны иметь. Так что на первом этапе без камер никак не обойтись.
Эта система, кстати, позволит завести и некий индикатор законопослушности гражданина. Индикатором смогут пользоваться и банки, например, при решении выдавать кредит гражданину.
Евгений Уфимцев, президент Российского союза автостраховщиков:
- Эксперимент надо провести, чтобы проверить работу системы и чтобы люди успели подготовиться. Если жалоб на некорректные предупреждения практически не будет, а число водителей без полиса начнет уменьшаться, то срок эксперимента могут сократить. Затем система заработает в полноценном формате, - и нарушителям станут приходить штрафы.
Сейчас в России примерно 36 миллионов водителей. Без полиса ездят около 7-10 процентов граждан. Но неизвестно, как именно они распределены. После запуска системы с предупреждениями будет видно, где больше всего автовладельцев без ОСАГО. Скорее всего, в сельской местности эта доля выше, чем в Москве. Проведение эксперимента как раз позволит таким водителям подготовиться и купить страховку. Этот этап также поможет бороться с мошенниками, которые оформляют поддельные ОСАГО.