Альбина Шагимуратова провела вместе со своей командой огромную работу, ибо конкурс Глинки, бесспорно, является национальным достоянием, открывая абсолютно новые имена и давая профессиональный старт самым талантливым молодым певцам. Ныне, как выясняется, не только конкурсанты соревнуются между собой, но и сами конкурсы, которых теперь великое множество, за ярких участников.
Надо отдать должное Альбине Шагимуратовой - ни на стадии отбора, ни во время очных прослушиваний она не допустила упрощения конкурсной программы, и всё жюри работало на протяжении соревнования корректно и дисциплинированно. Не возникало в финальном туре за судейским столиком неожиданных "звезд". Хотя и жаль, что среди арбитров было мало тех, кто сегодня может предложить реальную работу молодому человеку - оперных агентов и менеджеров.
Состязание проходило в двух залах: в Малом - два тура под рояль, и в Большом - финал с оркестром. И такое, казалось бы, логичное распределение принесло немало сюрпризов. Большие, впечатляющие голоса, такие как, например, Степан Волков, Алексей Юрковский, Роман Широких и Юлия Ситникова остались за бортом третьего тура. И финал получился относительно скромным, в результате чего в наградном пасьянсе главный приз остался невостребованным.
Безусловно в России по-прежнему очень много талантливой молодежи и красивых голосов. И, наверное, правильнее все туры конкурса поводить в условиях одного зала. Еще некоторые участники сами себе навредили неумением верно, согласно своей вокальной природе, подбирать репертуар. В третий тур прошло 12 человек. И надо сказать, что финалистам глинковского состязания невероятно повезло с дирижёром, что редко бывает на конкурсах. Член жюри Эйюб Кулиев, музыкальный руководитель Азербайджанской оперы, изумительно провел финал: и ребятам помогал, и по-настоящему музицировал.
И еще одно важное наблюдение. Почти все, кто был удостоен значимых наград, прежде уже становился лауреатом крупного отечественного конкурса, также поддерживаемого организационно и финансово государством. Возникает вопрос: если вся задача конкурса открыть звезду, новое имя, а не "поправить бюджет" молодого певца (призовой фонд конкурса Глинки более 9 миллионов рублей - один из самых внушительных в России), может, стоит в правилах как-то ограничить лауреатов ходить по конкурсному кругу. Да и о понижении возрастного ценза стоит подумать, ибо получается, что те, кто не достиг двадцатилетия соревнуются с теми, кому за тридцать.
Символично, хотя и не по регламенту, Четвертую премию разделили сразу четверо: сопрано Валентина Правдина, совсем недавно взявшая "бронзу" на конкурсе Вишневской; меццо-сопрано Полина Шароварова, в прошлом году ставшая лауреатом премии "Онегин" в номинации "Дебют", тенор Данил Сахаров и бас Мирослав Молчанов, прежде также отмеченный "Онегиным".
Третья премия досталась сопрано Екатерине Савинковой, получившей в прошлом году также "бронзу" на конкурсе Хиблы Герзмавы, и контратенору Ивану Бородулину, который этим летом стал "золотым" лауреатом конкурса Елены Образцовой. Вторую премию завоевали сопрано Екатерина Бегунович, в прошлом году выигравшая золотую медаль XXII Дельфийских игр, и бас Константин Федотов, для которого это первая серьезная награда, хотя он и очень опытный конкурсный боец. И подобные призовые пересечения не вина, а беда конкурса Глинки, ищущего возрождения. Хотелось бы, чтобы и конкурсанты относились к своему участию ответственно и с уважением к истории этого турнира.
А обладатели Первой премии - это уже вполне состоявшиеся певцы. Тенор из Узбекистана Отабек Назиров, единственный иностранный участник финала, в 2021 году стал лауреатом также Первой премии Международного конкурса имени Бибигуль Тулегеновой в Казахстане. А меццо-сопрано Екатерина Лукаш, не только обладательница уже упомянутой премии "Онегин", но и очень востребованная певица, приглашённая солистка сразу нескольких российских театров. Совсем недавно она принимала участие в концертном исполнении оперы Беллини "Норма" в Красноярске вместе с Альбиной Шагимуратовой.
Подчиняясь очень правильной традиции глинковского конкурса, сразу по его завершении лауреаты отправляются на родину великого композитора, в Смоленскую область, где выступят с концертом, а на следующий день побывают в родовом имении Глинки - Усадьбе "Новоспасское". А уже новые соискатели наград конкурса должны будут встретиться через два года. И очень важно для страны, чтобы это произошло по расписанию.