Концепция БРИКС в значительной степени совпала с позицией развивающихся стран

Будучи самой влиятельной и знаковой площадкой глобального сотрудничества в формате Юг-Юг, развитие и эволюция механизма стран БРИКС стали моделью для подъема государственной мощи стран Юга и формирования нового мироустройства. После расширения членства БРИКС вступил в новую эпоху сотрудничества. Между тем расширение географии участников привело к очевидным разрывам в развитии. В этой ситуации интеграция ресурсов разных сторон, баланс целей стран-участниц, модернизация режима работы и реализация высококачественного развития стали самыми важными практическими задачами, нуждающимися в разрешении в самое ближайшее время.
В городе Сямэнь на юго-востоке Китая проходит Форум партнерства БРИКС по Новой промышленной революции.
В городе Сямэнь на юго-востоке Китая проходит Форум партнерства БРИКС по Новой промышленной революции. / Медиакорпорация Китая

Новая эпоха в сотрудничестве "Большого БРИКС"

Новая эпоха сотрудничества "Большого БРИКС" наступила на фоне преодоления разрывов в развитии между Югом и Севером и в связи с подъемом международного влияния глобального Юга. По мере непрерывного усиления экономической мощи повышается активность и способности развивающихся стран, большинство из которых находится в БРИКС, в формировании нового мироустройства, постоянно расширяется сфера возможностей сотрудничества по линии Юг-Юг.

Во-первых, южные государства вносят наибольший вклад в рост глобальной экономики, способствуют преодолению разрывов в развитии Юга и Севера. Согласно статистике МВФ, с 2007 года, когда доля стран с формирующимся рынком и развивающихся стран в структуре мирового ВВП впервые превзошла развитые страны, она продолжает расти. В 2023 году в мире сложилась ситуация, когда вклад стран Юга составил около 60 процентов мирового ВВП, а Севера - лишь 40. По прогнозу МВФ, до 2028 года разрывы в развитии между Севером и Югом значительно сократятся, вклад стран с формирующимся рынком и развивающихся стран составит 61,49 процента, а развитых стран - 38,51 процента.

Во-вторых, экономическое преобладание Юга над Севером привело к "политическому пробуждению" развивающихся стран. С одной стороны, они перестали действовать согласно стандартам западных стран. Возьмем в качестве примера конфликт России и Украины. С начала конфликта большинство развивающихся стран выразило нейтралитет вместо того, чтобы вступить в противостояние с Россией, как это сделал Запад. То же самое в палестино-израильском конфликте: большинство развивающихся стран сделало выбор, в корне отличающийся от позиции по этому вопросу США. С другой стороны, развивающиеся страны уделяют повышенное внимание созданию и участию в механизмах сотрудничества, представляющих интересы сходных с ними стран. В 2009 году в России состоялась первая официальная встреча лидеров стран БРИК, что положило начало формированию механизма сотрудничества. На следующий год БРИК принял нового официального члена - Южную Африку, так сформировался механизм встреч лидеров стран БРИКС. Концепция БРИКС, призывающая к мультилатерализму и мирному сотрудничеству, решению международных споров путем равноправного диалога и консультаций, в значительной степени совпала с позицией развивающихся стран.

В-третьих, развивающиеся страны укрепили свой потенциал в области разработки повестки дня развития, непрерывно расширяя сферу сотрудничества в формате Юг-Юг. Это особенно заметно в структурах ООН. В "Целях развития тысячелетия" - программе, принятой ООН в сентябре 2000 года, расписаны руководящие рамки для взаимодействия по линии Юг-Юг, что открыло новые шансы для сотрудничества стран Юга. Однако эта программа, по сути, стала планом, который разработали страны Севера для помощи южным странам, из-за чего последние попали в некоторую зависимость. Ситуация изменилась в ходе разработки ООН в сентябре 2015 года "Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года". Значительное повышение степени участия южных стран в итоге повлияло и на ход этой программы.

Проблемы и вызовы в сотрудничестве "Большого БРИКС" в новую эпоху

Несмотря на то, что новая эпоха сотрудничества "Большого БРИКС" создает относительно благополучную внешнюю среду для развития организации, после расширения членства наметился ряд проблем, в их числе - модернизация механизма, конкуренция между механизмами, созданными по инициативе государств, которые не входят в БРИКС, а также недостаточно глубокая степень сотрудничества, - все это можно рассматривать в качестве новых препятствий в сотрудничестве БРИКС в расширенном формате.

Во-первых, рост числа стран-участниц обуславливает еще большие разрывы в развитии отдельных стран-членов, что создает новый импульс напряженности при координации общей политики. Возьмем в качестве примера цифровую экономику - одну из трех ключевых сфер сотрудничества в рамках БРИКС. За эти годы страны БРИКС уже полностью осознали стратегическую важность развития цифровой экономики, разрабатывая собственную стратегию цифрового развития. Тем не менее, судя по намерениям и условиям сотрудничества, в этой сфере по-прежнему есть серьезные вызовы. Говоря о намерениях урегулирования вызовов, можно упомянуть декларации по итогам последних шести встреч лидеров стран БРИКС. В разных документах термин "цифровая экономика" упоминался от одного до четырех раз. Примечательно, что в декларации, опубликованной после индийского саммита, этот термин не упомянут ни разу. Это свидетельствует о разной степени внимания к одной и той же теме в разных странах. Что касается условий для совместной работы, Саудовская Аравия и ОАЭ, где интернетом охвачено 99 процентов населения, лидируют среди 10 стран-участниц БРИКС. Китай, Россия, Бразилия и Южная Африка с коэффициентом распространения интернета на уровне выше 70 процентов находятся на достаточно высоком уровне. Однако в Эфиопии - новой участнице БРИКС - этот показатель составляет лишь 16,7 процента, что гораздо ниже среднемирового уровня в 59,7 процента. Подобные разрывы ограничивают решимость стран действовать в одном направлении.

Во-вторых, неформальный характер механизмов сотрудничества и попытки США и Запада усилить расслоение внутри БРИКС оказать дополнительное давление на налаживание внутреннего и внешнего сотрудничества. В настоящее время сотрудничество в БРИКС продвигается и реализуется за счет регулярно проходящих диалогов и форумов. У БРИКС нет постоянного секретариата, специальных административных органов и работников, а также административных субъектов исполнения и контроля. Из-за отсутствия подобных учреждений разрешение тех или иных направлений сотрудничества в рамках БРИКС серьезным образом зависит от воли и потенциала самих стран-участниц.

Вместе с тем, системная конкуренция со стороны США и Запада становится все более жесткой, ведь страны-учредители БРИКС, а также новые присоединившиеся страны-участницы поддерживают широкое взаимодействие либо с США, либо с другими многосторонними механизмами во главе с Вашингтоном. По мере постоянного повышения внимания США, ЕС и других сторон к странам Юга, Соединённые Штаты и Запад стали провоцировать расслоение БРИКС посредством усиления одностороннего сотрудничества отдельных членов БРИКС с США и Западом, повышая степень участия стран БРИКС в своих многосторонних механизмах.

В-третьих, механизм сотрудничества БРИКС не имеет достаточного опыта "горизонтального" обмена и развития прагматичного сотрудничества. БРИКС известен как механизм сотрудничества стран с формирующимся рынком и развивающихся стран, однако, судя по содержанию и процессам в их внешней политике, это звено все еще очень слабое.

Перспективы развития сотрудничества "Большого БРИКС" в новую эпоху

С учетом особенностей и вызовов в новую эпоху сотрудничества "Большого БРИКС" можно прийти к выводу, что в обозримом будущем содействие единообразию в расширении членства БРИКС, предотвращение эффекта "мешанины" и активизация взаимодействия и контактов "нового БРИКС" с другими международными организациями станут тремя главными трендами в развитии сотрудничества БРИКС.

Во-первых, необходимо совершенствовать стандарты расширения членства БРИКС, продолжать расширять "круг друзей". Ввиду отсутствия четких правил и правовой регламентации вопросы о принятии новых членов в настоящее время решаются лишь путем координации всех стран БРИКС, в этом плане нет принятых и обоснованных критериев. Разработка правил о присоединении и выходе членов БРИКС требует нового раунда диалога и консультаций, что способствует модернизации правил о расширении членства в БРИКС.

В Форуме партнерства БРИКС по Новой промышленной революции участвуют представители 40 стран и международных организаций. Фото: Медиакорпорация Китая

Во-вторых, необходимо избавиться от эффекта "мешанины", повысить согласованность и степень сопряжения рамок сотрудничества в БРИКС. Явление "мешанины" первоначально ассоциировалось с противоречиями преференциальных режимов и правил происхождения, предусмотренных в двусторонних соглашениях о свободной торговле (FTA) и региональных торговых соглашениях (RTA). Позже ученые использовали этот термин при описании недействительного управления, вызванного несогласованностью международных режимов. В сотрудничестве БРИКС явление "мешанины" существует не первый день. С расширением членства ситуация еще осложнилась, вероятность повторения подобного эффекта возросла. Одной из важнейших задач "нового БРИКС" станет предотвращение рисков под влиянием данного явления, повышение общей скоординированности и согласованности в строительстве механизма БРИКС.

В-третьих, необходимо стремиться к всестороннему повышению влияния на мировой арене, изыскивать форматы сотрудничества с другими международными организациями. Благодаря нынешнему расширению членства БРИКС значительно и качественно повысил свой глобальный статус в безопасности, производственной сфере, в области знаний и финансов, что и расширило сферу сотрудничества в международных делах. БРИКС, как образец многопрофильного и междисциплинарного взаимодействия, может стать "мостом", соединяющим мир и регионы. Каждый из членов БРИКС, как важный экономический субъект на территории своего региона, способен содействовать региональной интеграции. Как активизировать связи с другими международными организациями и в полной мере повысить международное влияние - в этом вопросе заключена новая задача, стоящая перед БРИКС.

Позиция и предложения Китая по сотрудничеству "Большого БРИКС" в новую эпоху

Во-первых, участники БРИКС должны полностью воспользоваться сложившимися условиями, чтобы способствовать упрощению процесса торговли и инвестиций, сократить барьеры, обеспечить финансовую поддержку для строительства инфраструктуры в разных странах, снова сделав торговлю и инвестиции основным драйвером экономического роста. С точки зрения глобальных инициатив безопасности предлагается содействовать созиданию механизма сотрудничества БРИКС в области политики и безопасности, выступить за создание рабочей группы БРИКС по бурной международной повестке, активизировать коллективное участие стран БРИКС в актуальных геополитических событиях, усилить коллективное влияние стран-участниц в политике и безопасности. Что касается глобальных инициатив в сфере культуры, то следует продолжать согласование отношений между двусторонними и многосторонними механизмами БРИКС по гуманитарному общению и сотрудничеству, определить приоритетные направления работы и создать образцово-показательные проекты взаимодействия, сосредоточившись, в первую очередь, на гуманитарных проектах, помогающих эффективному укреплению социальной базы сотрудничества.

Во-вторых, предлагается претворить в жизнь поэтапное расширение членства БРИКС. В отношении желающих присоединиться к БРИКС можно ввести испытательный срок, вести временное сотрудничество с "кандидатами" в определенных областях. Кроме того, при подаче заявки той или иной страны о присоединении к БРИКС стоит, прежде всего, оценить рентабельность сотрудничества. Подобная ориентация с точки зрения функций и направлений сотрудничества - гарантия оптимального проявления эффекта крупного масштаба и кооперации, которая придаст сотрудничеству взаимовыгодный характер. И последнее, при выборе членов нельзя исключать аспект баланса всего механизма, то есть необходимо учитывать географическое положение, взаимодополняемость, а также обмен опытом в экономической и культурной областях.

В-третьих, говоря о продвижении создания профильных механизмов в рамках БРИКС, предлагаем рассмотреть возможность учредить Совет на уровне министров и профильный консультативный комитет, а также и включить в повестку дня саммитов коллективную ревизию и оценку, в этой работе должны принять участие предыдущая и нынешняя страна-председатель. Первая обобщит и доложит отзывы стран БРИКС о повестке дня предыдущего саммита, доложит нынешнему председателю об интересах сторон и о ходе работы в той или иной сфере. Вместе с тем организатор предыдущего саммита оценит разумность новой повестки дня во избежание чрезмерного уклона в сторону, отвечающую интересам страны-председателя предстоящего саммита, а также и комплексно учтет интересы и озабоченности всех сторон.

В-четвертых, формат "БРИКС+", выдвинутый Китаем в 2017 году, стал важной основой укрепления связей между БРИКС и другими государствами. Создание в рамках БРИКС Комитета регионального сотрудничества позволит распространению успешного опыта "БРИКС+" в контексте расширения сфер взаимодействия между БРИКС и международными организациями. Благодаря появлению Комитета БРИКС наладит связи стран-участниц организации с другими международными механизмами.

Переводчик: Тянь Тянь

Институт финансовых исследований "Чунъян" при Китайском Народном университете на основе данных МВФ
Институт финансовых исследований "Чунъян" при Китайском Народном университете на основе информации, опубликованной на официальных сайтах правительств разных стран