Одна из таких "коллекций" под открытым небом расположена на высоте три тысячи метров над уровнем моря в урочище Саймалуу-Таш. Это крупнейшее собрание "рисунков на камнях" на территории Центральной Азии. Есть и другие, раскинувшиеся по всей республике. Все они относятся к разным историческим периодам и культурам. Казалось бы, локации подобных "галерей" уже давно изучены, ан нет! Фотожурналист, экоактивист Влад Ушаков с коллегами недавно открыл для широкой аудитории еще одно - в Таласской области.
- Это новое скопление петроглифов?
Влад Ушаков: Утверждать, что оно было не известно науке, было бы неправильно. Но изучением его не занимались, и поэтому общественность о нем не знала. Находится скопление близ села Кара-Ой, на одной из невысоких скалистых гор, именуемых Мээрим-Таш.
Мы вместе с экоактивистом Гамалом Соронкуловым и журналистом Ярославом Тартыковым обратили на него внимание, когда приехали в Таласскую область в рамках проекта "ЭкоМир". Одно из направлений этой программы - составление карты экологических нарушений. Для сбора информации мы ездим по всей республике, фиксируем инциденты, после чего переносим данные на онлайн-платформу нашего проекта.
- Чем примечательно это место?
Влад Ушаков: Самое забавное, что эта гора эта находится, в принципе, совсем недалеко от достаточно оживленной дороги. Но никто и подумать, видимо, не мог, что буквально тут, рядышком, находится такое сокровище. Однако есть нюанс - все петроглифы находятся в верхней части горы, где камень достаточно чистый, почти белый. Более того, изображениями заполнено практически все доступное пространство. То есть узоры не разбросаны, как это часто бывает. Сами рисунки неоригинальны: горные козлы и солярные знаки - круги с точкой внутри, так раньше изображали солнце. Но, повторюсь, то, что они выбиты на светлой, а не на темной поверхности, высоко и так плотно друг к другу, говорит о том, что, возможно, в этом кроется какой-то обрядовый смысл. Всего же там порядка 200-300 петроглифов.
- К какому периоду они относятся?
Влад Ушаков: Стиль рисунков можно отнести ко временам Таласской битвы, когда, как сейчас утверждают историки, решалась судьба и курс цивилизационного развития всей Средней Азии. И с этой точки зрения, и с учетом уникальности локации петроглифов эта точка может стать прекрасным туристическим объектом.
Мы, кстати, нашли еще несколько примечательных скоплений петроглифов и планируем на следующий год организовать тур, условно назвав его "Сакральный Талас", и показывать и рассказывать обо всех подобных местах. Это поможет в новом ракурсе представить Таласскую область. Ведь до сих пор она была примечательна в туристическом отношении только как малая родина Чынгыза Айтматова и еще тем, что здесь находятся Кировское водохранилище, гумбез Манаса и природный парк Беш-Таш. А ведь помимо всего этого и обнаруженных петроглифов в Таласе множество достопримечательностей и интересных локаций, о которых порой не знают даже сами таласцы. И, конечно, рассказывая о таких вот открытиях, как в случае с петроглифами, "переоткрывая" их, мы стараемся привлечь внимание к региону. Причем не только зарубежных туристов, но и внутренних.
- Влад, а не опасно ли так рекламировать это место, пока оно не получило государственный охранный статус?
Влад Ушаков: К сожалению, да, в некоторой степени опасность есть. Ужасно обидно и горько бывает, когда порой, приезжая в какое-нибудь урочище, застаешь там свалку. Наши люди не ценят то, что имеют, - свою же историю, истоки культуры. Молодежь, если мы говорим о ней, такими вещами вообще крайне редко интересуется. Да и нет у нас структур и людей, которые популяризировали бы бережное отношение к природе и истории.
При этом, конечно же, все подобные локации нужно охранять, контролировать потоки посетителей. Иначе и этого не останется. Тем более, что эти петроглифы пока не изучены нашими учеными. А ведь рисунки на камнях могли бы стать страновым брендом. Отличный пример - Стоунхендж. Миллионы упоминаний, историй в СМИ, интернете, социальных сетях, кино, рассказах, блестящая реклама! И, конечно же, туристы стекаются туда со всего мира. У нас же подобных локаций - тысячи. Но нужно работать над информационной подачей.
- Если говорить о тайнах и легендах, происходило ли что-то необъяснимое во время ваших визитов, "контактов" с петроглифами?
Влад Ушаков: Я получил качественное советское образование, поэтому в такие вещи попросту не верю. Но, исколесив Кыргызстан, изучая и открывая подобные места, понял, насколько интересна наша земля, какие глубокие и богатые культурные пласты здесь таятся. И до сих пор это terra incognita.
Вместе с тем
В Кыргызстане завершила свою работу Международная археологическая школа. Ее участники - археологи, реставраторы, музейные специалисты, искусствоведы, волонтеры археологических экспедиций - всего 35 человек из стран СНГ и восемь представителей Кыргызстана. Археологический сбор проводится на побережье Иссык-Куля с 2011 года. Его главная цель - знакомство и обмен опытом в профессиональной сфере.
В этом году перед участниками ставилась новая задача - проанализировать роль и участие волонтеров в археологических экспедициях и археологических исследованиях в целом. Как рассказал корреспонденту "РГ" представитель учебно-методического музейного комплекса "Чыгу" Дмитрий Лужанский, который и является организатором мероприятия, слушатели "школы" посетили исторические и археологические объекты Иссык-Кульской котловины и провели форум.
Проект реализуется при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств СНГ.
- В ходе работы с петроглифами не зародилась ли идея какого-нибудь нового проекта?
Влад Ушаков: Конечно! Мечтаем выпустить иллюстрированную книгу о нашем уникальном урочище Саймалуу-Таш. Ищем доноров, будем рады любой помощи, в том числе информационной. А новый проект мы уже готовим к запуску - это информационный портал Nomad.kg, куда уже сейчас заносим информацию о самых разных туристических объектах, в том числе о локациях петроглифов.