У этого необычного праздника две важные даты. В Европе его отмечают 6 марта, а в России - 14 ноября. Почему так?
В Европе c 2004 года отмечают Международный День логопеда 6 марта (а если быть точнее с переводом - "речевого терапевта") по предложению Комитета речевых и языковых терапевтов - международной общественной организации. Уточним, в марте же отмечается и Всемирный день речи.
Но в русском языке словосочетание "речевой терапевт" звучит странно, мы привыкли говорить "логопед". Праздник представителей этой профессии - День логопеда - в России отмечается 14 ноября. К инициативе отмечать его именно в этот день присоединились еще три страны - Казахстан, Украина и Беларусь, так что праздник можно считать международным.
Почему День логопеда такой молодой праздник? Логопедия как самостоятельное направление появилось не так уж давно, хотя специалисты обращали внимание на речевые сложности еще лет 200-300 назад. Однако тогда считалось, что нарушения речи всегда связаны со слухом.
В России первая кафедра психофизиологии и патологии речи появилась в Санкт-Петербурге в Психоневрологической академии. Это было в 1908 году. Затем кафедру перевели в Институт дошкольного воспитания, организованный на базе Высших Фребелевских курсов.
В конце концов, в 1925 году кафедра логопедии оказалась в Ленинградском государственном пединституте им. Герцена.
В этом же 1925 году в Москве в программах дефектологов появились курсы по логопедии. Их читали специалистам, которым предстояло работать с людьми с нарушением слуха, зрения или умственной отсталостью. На первых кафедрах логопедии в наших вузах работали, в основном, сурдопедагоги (их профиль - глухие и слабослышащие дети).
Лишь в 1978 году в Московском государственном педуниверситете (тогда - институте) была открыта кафедра логопедии.
Не сразу появилось понимание того, что для помощи людям с речевыми трудностями специалист должен знать медицину, педагогику, физиологию, психологию.
День логопеда широко отмечается, прежде всего, в кругу профессионального сообщества - коррекционных детских садах и школах, на вузовских факультетах и кафедрах логопедии или дефектологии.
Речь можно сравнить с музыкой, которую виртуозно исполняет большой оркестр в роскошном зале с хорошей акустикой и большим числом гостей. Если хотя бы один музыкант не пришел на концерт - музыка уже не та. Так и с речью. Она конечный продукт гигантского количества процессов, протекающих в организме и теснейшим образом связанных с работой головного мозга.
Есть данные, что примерно у 85% современных детей наблюдаются нарушения развития речи. Почему ребенок заикается? Или неплохо говорит, а пишет с ошибками? "Митара" или "итара" вместо "гитара". Пять раз переписывает это слово и всякий раз делает разные ошибки. Почему никак не может научиться читать? Или к определенному возрасту не говорит фразами, а произносит только отдельные слова? А вместо слова "машина" упорно произносит "аши"? На эти вопросы ответит логопед. Когда родителям стоит побеспокоиться и привести ребенка к логопеду? Читайте тут более подробно.