Правительство внесло в Госдуму законопроект, который закрепляет за регионами обязанность убирать небольшие несанкционированные свалки, если владельца территории не удалось найти или заставить это сделать. Как уточняется в пояснительной записке к нему, у регионов уже есть необходимые полномочия, более того, они отвечают за создание и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) и определение схемы размещения таких мест.
Как рассказали "Российской газете" в минприроды, законопроект уточняет полномочия муниципальных и региональных властей в выявлении и ликвидации несанкционированных свалок.
"Документ разработан во исполнение решения Конституционного суда. Речь идет именно о свалках и навалах мусора, которые появляются нелегально. Это не рекультивация полигонов. Законопроект устанавливает, что очисткой должен заниматься либо загрязнитель, либо правообладатель земли. Если их нет, то уборка мусора ложится на муниципалитет. А вне населенных пунктов - на регион", - рассказали в министерстве.
При этом если хозяин территории найдется, то власти вправе требовать возмещения потраченных денег. То есть бюджетные расходы получатся только в том случае, если у земли нет ни собственника, ни арендатора. На этот случай законопроект разрешает использовать окрашенные экологические платежи, отметили в минприроды.
По данным министерства, в 2023 году в региональные бюджеты поступило 27,8 млрд экологических платежей, а за полгода 2024-го - 12,6 млрд.
"Предполагаем, что закон вступит в силу 1 января 2026 года и будет распространяться только на свалки, которые выявят с начала его действия", - добавил собеседник в ведомстве.
Исполнительный директор Российского экологического движения Элмурод Расулмухамедов считает, что одной из задач мусорной реформы было как раз избавить местные власти от необходимости возиться с мусором. В итоге же был создан институт операторов, которые теперь хотят избавиться от самой хлопотной и затратной своей функции, добавил он.
Законопроект вводит несколько других важных дополнений. Для региональных властей устанавливается срок два года на устранение свалки, иногда они могут лежать дольше, считает член Комиссии ОП РФ по экологии и устойчивому развитию Владимир Лифантьев.
"Большинство небольших несанкционированных свалок находится внутри муниципалитетов. И в 99,9% найти виновника образования свалки не получается. При этом в рамках муниципальных бюджетов денег на это нет. Благодаря этому закону муниципальные власти могут брать деньги на борьбу со свалками в региональном бюджете", - сказал он.
То есть, уточняет эксперт, уборка свалок не опускается с федерального уровня на региональный, а наоборот, поднимается с мунициального на уровень субьекта.