Искусственный интеллект для СМИ: какие задачи журналистов помогают решать нейросети

Как искусственный интеллект изменит работу СМИ
Сервис Pressfeed провел исследование на тему использования нейросетей и выяснил, что 79% респондентов из числа журналистов и редакторов положительно относятся к использованию нейросетей в своей профессиональной деятельности. Эксперты отмечают, что нейросетевые инструменты действительно могут взять на себя массу рутинных задач, но проблемой для журналистов может стать предвзятость таких сервисов.
ИИ может стать помощником, но вряд ли заменит редактора.
ИИ может стать помощником, но вряд ли заменит редактора. / iStock

Простота использования нейросетей и нейросетевых продуктов сегодня определяется тем, что доступ к ним в массе своей бесплатен, есть возможность использовать их в браузере или при помощи бота в мессенджере или соцсети. А ставить задачи можно при помощи естественного языка, то есть точно так же, как когда общаешься с коллегой или другом.

По данным исследования, 65% респондентов уже используют нейросети в работе. 71% применяют нейросети для генерации текста - ChatGPT, YandexGPT и GigaChat, а 51% - нейросети для генерации изображений, среди которых: Midjourney, YandexART и Kandinsky.

"72% пользователей нейросетей отметили, что прибегают к их помощи хотя бы раз в неделю, а 23% - ежедневно", - отмечают исследователи. Более половины опрошенных работников СМИ и экспертов считают их главным преимуществом ускорение рабочих процессов. 42% респондентов отмечают, что нейросети помогают экономить время на выполнении рутинных задач.

"Примерно год назад мы уже проводили подобное исследование и тогда респонденты говорили, что используют нейросети, но не столь масштабно. То есть ИИ становится рабочим инструментом для работников СМИ и других специалистов. И такой интерес к нейросетям полностью оправдан, учитывая их постоянно расширяющиеся возможности. Можно с уверенностью сказать, что в перспективе количество профессионалов, применяющих ИИ-инструменты в своей работе, будет возрастать, вне зависимости от их опыта или возраста", - комментирует руководитель проекта "Виртуальный пиарщик" сервиса Pressfeed Кристина Силиниекс.

Самые популярные задачи связаны с расшифровкой - одной из самых трудоемких и нелюбимых в редакциях задач. Кроме того, ей можно поручить чистку расшифрованного материала, его первичную редактуру и форматирование. А затем - редактор или журналист берет на себя уже финальную, смысловую и литературную редактуру.

Главное преимущество генеративной нейросети в ее максимально широком кругозоре. Так, недавно в Сбере рассказали, что их нейросеть GigaChat Max сдала экзамен MMLU (MassiveMultitask Language Understanding), который включал в себя вопросы из более чем пятидесяти областей знаний. Причем в каждой модель набрала 80% точности.

"По аналогии с тем, как у опытного хирурга его инструмент становится продолжение его руки, так и языковые модели становятся мультипликатором когнитивных навыков в профессии журналиста. Так, например, своевременность и фактологическая точность могут быть обеспечены технологией RAG (Retrieval Augmented Generation, генерация с дополненной выборкой), которая позволяет подключать дополнительные источники данных в языковые модели с сохранением контекста. Наконец, языковые модели могут помочь облачать мысли и идеи в текст за существенно меньший объем времени путем генерации нового текста или улучшения существующего", - говорит управляющий директор - начальник управления развития перспективных технологий AI Сбербанка Семен Буденный.

Можно автоматизировать вычитку и стилистические правки, но невозможно заменить хорошего редактора

Респонденты, которые пока не используют нейросети в своей профессиональной деятельности, в качестве основных барьеров, препятствующих использованию технологии, выделяют недостаточную точность и достоверность информации, необходимость значительной доработки текстов вручную.

"Я не знаю никого, кто бы использовал в редакциях ИИ на постоянной основе. Можно автоматизировать вычитку и стилистические правки, но невозможно заменить хорошего редактора. Я знаю примеры, когда люди используют ИИ для написания текстов, но их надо перерабатывать, то есть это скорее игрушка", - отмечает главный редактор портала Mobile-Review Эльдар Муртазин. Он добавил, что в то же время ИИ - отличный помощник при модерировании комментариев. "Мат ловят и обычные алгоритмы, а вот людей, пишущих витиеватые, вроде бы корректные, но гораздо более страшные комментарии, ИИ способен выявлять", - добавил он.

Однако есть еще и проблема предвзятости. Так, в частности, недавно я попросил нейросеть подготовить тезисы по теме причин блокировок иностранных платформ. Вполне корректный запрос.

Ответ был следующий: "Ответ сгенерирован на основе открытых данных, в которые могла попасть некорректная информация, способная повлиять на результат. Во избежание недоразумений разговоры на некоторые темы временно ограничены".

"Журналисты осознают, что результат работы искусственного интеллекта может быть предвзят. Результат еще может быть и некачественным. И что характерно, предвзятый и относительно качественный он у зарубежных сервисов, а честный, но плохой у российских. К тому же именно российские модели на просьбу отредактировать текст, например об СВО, тебе заявят, что они не хотят говорить на эти темы. А ChatGPT отредактирует текст на любую тему, причем вполне сносно", - отмечает Александр Куприянов, программный директор Мастерской новых медиа, доцент Высшей школы экономики. Эксперт отмечает, что именно этим и вызвано то, что журналисты активно используют недружественные нейросети.

"Если мы хотим, чтобы российскими моделями пользовались, их надо развивать, а не цензурировать. В исследовании респонденты отмечали, что может помочь шире использовать ИИ в редакции. Там называлось и повышение удобства, и обучение сотрудников и многое другое. Но, как мне кажется, самая действенная мера здесь другая. Использовать в работе модели GPT - это одно. А сделать их частью регулярного редакционного процесса - это следующий шаг, который пока не сделан. И этот шаг на стороне редакций", - уверен Куприянов.

Но есть и положительный опыт. Если использовать нейросети аккуратно, не отдавая им полностью весь объем своих задач, то результат может быть вполне приемлемым, говорит журналист ТАСС Алексей Забелин.

"Периодически я использую нейросеть для написания больших текстов или обзоров. Пользуюсь Яндексом, точнее, их нейросетью. Но стараюсь использовать её не больше чем на 30%, поскольку она начинает повторяться в словах. Обычно прошу сделать текст более литературным, особенно когда речь идет о технических описаниях. Это очень удобно, даже прикольно, но, как мне кажется, немного ограничивает возможности журналиста. Перестаёшь думать, придумывать новые речевые конструкции и обороты. К сожалению, сейчас это превращается в такую историю, которая может захватить умы редакторов, и вскоре ею будут пользоваться все, кому не лень", - сообщил Забелин "РГ" (расшифровал голосовой комментарий эксперта бот в Telegram, а отредактировала цитату нейросеть GigaChat Max).