Когда человек приезжает на Север зарабатывать, ему некогда пить
Сенатор Ольга Епифанова: Пьянство на Севере отдельными мерами не победить
пресс-служба сенатора Ольги Епифановой
Северные территории России были и остаются зоной крепкого алкоголя, исходя в первую очередь из климатических условий. Об этом красноречиво свидетельствуют данные социологического исследования, в котором первые строчки рейтинга занимают именно северные регионы, а все минимальные показатели - у южных. Существует устойчивое мнение, что в северных широтах происходит более быстрое привыкание к спиртному, которое помогает северянам, живущим, по сути, в экстремальных условиях, особенно на Крайнем Севере, бороться со стрессом. Поэтому я прекрасно понимаю губернатора Вологодской области, который пытается изменить ситуацию к лучшему.

Однако нельзя загонять алкоголь в "серую" зону, поскольку рынок всегда создаст альтернативу. Те, кто не успеют купить спиртное за ограниченное время, купят его потом, после работы, у таксистов, с огромной наценкой. Плюс оживятся подпольные бутлегеры, появится много фальсификата, начнутся массовые отравления. Мы это уже проходили.

Бороться с алкоголизмом необходимо, это аксиома. Но всех под одну гребенку не получится: вспомните борьбу с алкоголизмом "по-горбачевски", в ходе которой вырубались ценнейшие столетние виноградники, уничтожался труд поколений, народное достояние, которое сегодня невозможно восстановить. В нашей стране, которая охватывает несколько климатических зон, и подход к антиалкогольным кампаниям должен быть продуманный с учетом этого обстоятельства. К Северу тоже нужен особый подход во всем, здесь с плеча рубить нельзя не то что лес - любое действие подобного рода может только увеличить отток населения.

Север никогда не был и не будет местом, куда люди будут ехать просто так и оставаться здесь жить, на север едут зарабатывать - эти слова губернатора Республики Коми Владимира Уйба содержат в себе ключ к разгадке, почему социологическое исследование показало такой результат. Когда человек приезжает на Север зарабатывать, ему некогда пить, он занят делом, он будет регулировать потребление спиртного. А вот когда у живущих на Севере работы нет, или она сдельная, время от времени, и не позволяет обеспечить достойный уровень бытия (это характерно для многих северных деревень, поселков, городков, оставшихся от советских времен) - многие ищут спасения в алкоголе. Поможет ли в такой ситуации ограничение продаж алкоголя по времени? Конечно же, нет. Для того, чтобы люди меньше пили, им надо обеспечивать рабочие места, развивать экономику. Привлекать безработных взрослых и подростков к общественным работам, сделав так, чтобы эти работы были выгодны для людей с низким достатком.

Думать об этом должна власть, однако только чиновники вряд ли найдут решение. Поэтому необходимы "мозговые штурмы" в рабочих группах из власти, бизнеса и НКО на уровнях регионов в каждом муниципалитете. Людям нужна работа и условия для достойной жизни. Почему большинство выпускников северных школ стремятся уехать в Москву и Петербург? Потому что они едут из "беспросветья" за достойной жизнью.

Так что пьянство на северных территориях отдельными мерами не победить. Конечно, особый порядок продажи алкоголя для определенных территорий Крайнего Севера должен быть. Кстати, во многих регионах и муниципалитетах наработан свой антиалкогольный опыт, и было бы неплохо выявить лучшие практики, и на их основе уже менять законы и нормативные акты. Можно также вспомнить и советский положительный опыт. Например, запрет продаж крепкого алкоголя на вокзалах, в аэропортах, на привокзальных и пристанционных площадях, рядом с промышленными предприятиями, больницами, санаториями, в местах массовых гуляний и отдыха.

Ольга Епифанова
сенатор РФ от республики Коми
Поделиться