На фоне новостей о возможных санкциях, палладий вырос в цене на 25%, а аналитики прогнозируют дополнительное повышение цен на 50%, если ограничения и правда введут. Соответственно, это отразится на промышленности в виде повышения цен на конечную продукцию. При этом могут остановиться производственные линии. Ожидается, что на поиск новых поставщиков, среди которых отмечают ЮАР, Зимбабве и Канаду, и переориентирование цепочек поставок уйдет от полугода до года.
Как отметил член Межсессионной финансовой консультативной группы (IFAG) IOC UNESCO Вадим Петров, палладий в ряде производств можно заменить на другой металл - платину, однако это также будет трудно, дорого и долго. То же самое можно сказать о рециклинге и переработке драгметаллов.
При этом новые ограничения ударят по европейской промышленности, которая и так переживает не лучшие годы из-за роста цен на энергоносители, совсем не одинаково. Так, по мнению заместителя заведующего кафедрой институциональной экономики ГУУ Светланы Сазановой, в Великобритании способны восполнить дефицит русского титана с помощью поставок из Австралии и Канады. В то же время Германии и Франции придется искать на рынке других поставщиков этого металла, критически необходимого для авиастроения, космической и автомобильной промышленности.
Последней придется особенно туго. По словам доцента кафедры правового регулирования ТЭК МГИМО МИД Петра Чувахина, Россия является основным поставщиком палладия в Европу, где он используется в каталитических нейтрализаторах. В целом же 40% мирового производства палладия приходится на российский "Норникель".
По выработке титана Россия находится на третьем месте, снабжая при этом все три крупнейших авиапромышленных концерна - Boeing, Airbus и Embraer. При этом бразильский производитель закупает практически исключительно российский титан, а меньше всего от него зависит американский Boeing, хотя и тот использовал до трети отечественного металла.