Кто играет: Борис Андрианов, Мириам Пранди, Александр Рамм, Микаэл Самсонов, Виктория Гладкова, Лидия Савинкова, Камерный оркестр Musica Viva, Государственная хоровая капелла России им. А. А. Юрлова.
Что играет: Й. Гайдн - Концерт № 2 для виолончели с оркестром, А. Г. Абриль - Cántico de la "Pietá, А. Аренский - три вокальных квартета на стихи А. Фета в сопровождении виолончели, О. Голихов - Esperanza (мировая премьера), А. Саллинен - Камерная музыка № 3 ("Ночные танцы Дон Жуан-Кихота").
Почему идти: Московские меломаны привычно ждут от фестиваля VIVACELLO "открытий чудных". И ожидания вновь будут оправданы. В программе концерта 11 ноября числится пьеса Освальдо Голихова Esperanza ("Надежда"). Вторая мировая премьера состоится 18 ноября. "Элегические приношения на музыку Йозефа Гайдна" - сочинение Алексея Сысоева, называющего свою музыку "игрой в борьбу со слушательскими иллюзиями". Особо стоит отметить концерт 16 ноября - совместный проект с Центром электроакустической музыки Московской консерватории представит произведения для виолончели, электроники и видео. По словам арт-директора VIVACELLO Бориса Андрианова, темой всего нынешнего фестиваля станет надежда. "Она согласуется и с названием премьерной пьесы, и с нашей премией для молодых виолончелистов, но не только, - говорит музыкант. - Надежда - то, что живет в нас всегда, подпитывает, окрыляет и дарит мечты. Это свет и тепло завтрашнего дня".
Где, когда, сколько: Концертный зал им. Чайковского; 11 ноября; 700 - 1 800 руб.
Кто играет: Вячеслав Лопатин, Анастасия Сташкевич, Елизавета Кокорева, Алексей Путинцев, Карим Абдулин, Ильдар Гайнутдинов, Антон Гайнутдинов, Алексей Гайнутдинов, Анна Балукова.
Что играет: Юрий Посохов - "Франческа да Римини", Сиди Ларби Шеркауи - "Фавн", Патрик де Бан - "Минотавр".
Почему идти: Три постановки проекта Postscript, объединившего лучших хореографов, танцовщиков, композиторов, сценографов и художников по костюмам, будут представлены в Кремле. Вечер откроет балет "Франческа да Римини" в постановке Юрия Посохова. Историю, увековеченную в "Божественной комедии" Данте, помогла воссоздать на сцене художница Мария Трегубова, а костюмы Игоря Чапурина подчеркивают неизбежность трагедии влюбленных. Потрясающий своей пластикой балет "Фавн" Сиди Ларби Шеркауи отсылает к легендарным "Русским сезонам" Дягилева и знаменитому номеру Вацлава Нижинского. Третьим балетом программы станет "Минотавр". Музыка Макса Рихтера, костюмы Игоря Чапурина, сценография Даши Намдакова и постановка Патрика де Бана помогут по-новому осмыслить древнегреческий миф. В роли Минотавра - звезда современного танца Ильдар Гайнутдинов.
Где, когда, сколько: Государственный Кремлевский Дворец; 9 ноября; 3 000 - 12 000 руб.
Кто играет: Карлос Буоно & ансамбль, Большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского.
Что играет: Произведения А. Пьяццоллы, М. Мореса, А. Стампоне, К. Гарделя, К. Буоно, Я. Гаде и др.
Почему идти: Танго для аргентинцев значит примерно то же, что фламенко для испанцев, или, скажем, фаду для португальцев - душа народа. Красота этой музыки, ее демократичность, динамизм и экспрессия не могут не вызывать восторга. Слушая ее, аргентинцы чувствуют родину, а миллионы слушателей во всем мире - Аргентину. Благодаря Международному фестивалю Мстислава Ростроповича то же чувство теперь испытают москвичи. На концерте прославленного бандонеониста Карлоса Буоно и его ансамбля прозвучат произведения знаменитых тангейро Астора Пьяццоллы, Карлоса Гарделя, Атилио Стампоне и самого Карлоса Буоно.
Где, когда, сколько: Большой зал консерватории; 10 ноября; 1 000 - 6 000 руб.
Кто играет: Государственный академический русских хор им. А.В. Свешникова, Камерный оркестр Musica Viva (дирижер Джереми Уолкер), солисты Ольга Толкмит, Кирилл Матвеев, Евгений Никитин.
Что играет: Г. Холст - "Гимны Ригведы", "Савитри" (московская премьера), А. Подзорова - "Дивное действо" (мировая премьера).
Почему идти: Международный фестиваль "Опера Априори" представляет в первую очередь произведения, редко или никогда прежде не звучавшие у нас. Очередным блюдом для музыкальных гурманов станут "Гимны Ригведы" и опера "Савитри" Густава Холста. Кроме того в программе новое сочинение Алины Подзоровой "Дивное действо" на тексты из пушкинской "Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях" и Плач из фольклорного наследия Русского Севера. "Здесь очень важны литературные источники, - считает дирижер Джереми Уолкер. - Это не опера, не кантата, а именно… дивное действо! Через уникальный музыкальный язык Алины мы постараемся донести до слушателя новую трактовку исторических текстов". Что же касается Густава Холста, то его творчество откроется с неожиданной стороны. Автор популярной сюиты "Планеты", оказывается, был глубоко погружен в древнеиндийскую культуру - не только музыка, но и либретто "Савитри" по мотивам "Махабхараты" было написано им самим.
Где, когда, сколько: Зал церковных соборов Храма Христа Спасителя; 5 ноября; 1 000 - 5 000 руб.
Кто играет: Наталья Сомова, Эрика Микиртичева, Анастасия Лименько, Оксана Кардаш, Иннокентий Юлдашев, Иван Михалев.
Что играет: Вечер балетов "Место во Вселенной".
Почему идти: "Место во Вселенной" - новый формат традиционного для Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко вечера балетов. Это не три самостоятельных одноактных постановки, как было ранее, а два произведения, объединенных тематически и визуально. "Перигелий" известного хореографа Славы Самодурова - философские размышления о связи человека и Вселеннной. "Знаем благую весть" руководителя балетной труппы МАМТ Максима Севагина вдохновлен русским фольклором и повествует о переломных моментах в людской судьбе. Два разных по эстетике произведения объединяет тема Неба. Точнее - поиск места человека в небесно-космическом пространстве и ответа на вечные вопросы мироздания.
Где, когда, сколько: Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко; 8, 9, 10 ноября; 1 500 - 7 000 руб.
Кто играет: Даниил Коган, Никита Борисоглебский, Равиль Ислямов, Московский государственный академический симфонический оркестр (дирижёр Иван Никифорчин).
Что играет: А. Хачатурян - "Приветственная увертюра", М. Вайнберг - Концерт для скрипки с оркестром, А. Берг - Концерт для скрипки с оркестром, Э. Шоссон - Поэма для скрипки с оркестром, П. Чайковский - Концерт для скрипки с оркестром.
Почему идти: "Он умеет слушать время и слышать время, эпоху, мыслить глубоко и оригинально", - так писал о Леониде Когане Арам Хачатурян. Именно с его "Приветственной увертюры" начнется вечер, посвященный 100-летию со дня рождения одного из главных символов советской скрипичной школы. В программе также концерты для скрипки с оркестром нововенского экспрессиониста Берга и советского композитора-философа Вайнберга; именно Леонид Коган открыл их для нашей публики. В финале же прозвучат навеянная русской литературой "Поэма" Шоссона и Скрипичный концерт Чайковского, ничуть не уступающий Фортепианному.
Где, когда, сколько: Концертный зал "Зарядье"; 8 ноября; 800 - 3 000 руб.
Кто играет: Российский национальный молодёжный симфонический оркестр (дирижер Филипп Чижевский), солист Вадим Репин.
Что играет: А. Шнитке - Концерт № 4 для скрипки с оркестром, Г. Малер - Симфония № 5.
Почему идти: Скрипичный концерт №4 Шнитке требуют от солиста поистине ювелирной работы, ибо весь строится на тончайших нюансах. Кому как не Вадиму Репину, изнутри чувствующего каждую ноту последнего великого композитора ХХ века, играть этот концерт? Пятая симфония Малера целиком отвечает убеждению автора в том, что "симфония должна вбирать в себя весь мир". Справиться с такой полнотой выражения могут лишь музыканты с большими амбициями, и Филипп Чижевский из их числа; ощущение цельности при внимании к мелочам - отличительная черта его дирижерского стиля. В общем, тот самый случай, когда гениальность музыки и уровень исполнителей счастливым образом совпадают.
Где, когда, сколько: Концертный зал им. Чайковского; 9 ноября; 5 000 - 7 000 руб.
Кто играет: Екатерина Семенчук (меццо-сопрано), Анатолий Кузнецов (фортепиано).
Что играет: Арии, романсы и песни из репертуара Елены Образцовой.
Почему идти: Четверть века назад совсем юная Екатерина Семенчук познакомилась с Еленой Образцовой, которая пригласила ее на свой конкурс молодых оперных певцов. Эту встречу ведущая солистка Мариинского театра вспоминает как одно из главных событий своей жизни; тем более для нее важен концерт-приношение суперзвезде советской мировой оперной сцены: "Когда слушаешь ее голос, ощущается колоссальный энергетический подъем, словно тебя заводят волшебным ключом, душа твоя поет. Этим умением, как никто, владела Елена Образцова". Программа концерта включает лучшее из репертуара примадонны. В дуэте с Екатериной Семенчук выступит Анатолий Кузнецов - аккомпаниатор Образцовой и других выдающихся мастеров вокального искусства.
Где, когда, сколько: Концертный зал им. Чайковского; 8 ноября; 800 - 2 000 руб.
Кто играет: Государственная академическая хоровая капелла России им. А. А. Юрлова, Государственный академический русский хор им. А. В. Свешникова (дирижер Геннадий Дмитряк).
Что играет: К 135-летию со дня рождения А. В. Свешникова. С. Рахманинов - "Всенощное бдение", русские народные песни.
Почему идти: Александр Васильевич Свешников прекрасно чувствовал традицию русского хорового пения - его обработки народных песен до сих пор часто исполняются и превосходно звучат. Но главным памятником искусства Государственного академического русского хора под управлением Свешникова осталась до сих пор непревзойденная запись "Всенощного бдения" Рахманинова. Великолепные голоса, чистая интонация, отточенная фразировка, слаженное дыхание, глубина и выразительность - Свешниковский хор словно льет бальзам на душу. Слушая его, остается только прикрыть глаза и снова погрузиться в прекрасный мир щемящих сердце звуков.
Где, когда, сколько: Большой зал консерватории; 12 ноября; 600 - 2 000 руб.
Кто играет: Госоркестр России им. Е. Ф. Светланова, Госкапелла России им. А. А. Юрлова (дирижер Александр Соловьев), солисты Анастасия Сорокина, Полина Шамаева, Василий Гурылев, Ярослав Абаимов, Константин Федотов.
Что играет: Л. ван Бетховен - Симфония № 4, Ф. Шуберт - Месса №6.
Почему идти: Соединение в одной программе Симфонии №4 Бетховена и Мессы №6 Шуберта выглядит оправданно; оба сочинения чрезвычайно богаты положительными эмоциями. Идиллические картины Четвертой симфонии согреты теплом искреннего чувства, она вся словно озарена счастьем. Не случайно эту симфонию так любили композиторы-романтики - и Шуберт в том числе. Месса №6, хоть и была им написана в тот же период, что трагические "Зимний путь" и "Лебединая песня", резко отличается от них по настроению. Свет и радость, всеобъемлющая любовь, музыкальное лекарство для сентиментальной души.
Где, когда, сколько: Концертный зал "Зарядье"; 7 ноября; 1 200 - 3 500 руб.