Власти и перевозчики Кургана объяснили скачок стоимости проезда в автобусах

В курганских городских автобусах с 1 ноября цена билета выросла с 32 до 35 рублей. Предприниматели надеются, что за счет этого им удастся поправить свои финансовые дела и привлечь на работу новых водителей.
Одна из задач транспортной реформы в Кургане - основательно обновить автобусный парк.
Одна из задач транспортной реформы в Кургане - основательно обновить автобусный парк. / Татьяна Андреева/РГ

Инициатива увеличения стоимости проезда принадлежит бизнесу. Как поясняют в мэрии, именно перевозчики обратились в областной департамент госрегулирования цен и тарифов с просьбой о ее пересмотре. Причины банальные: тяжелые условия труда и низкие зарплаты порождают острейший дефицит кадров.

В контрактах на перевозки по регулируемому тарифу заложено повышение стоимости проезда на уровень инфляции

Собственно, к изменению цены билета предприниматели готовили горожан заранее. Общественная организация транспортников, например, недавно рассказала в соцсетях, что в автобусных маршрутах с регулируемым тарифом в Кургане не хватает 268 водителей и 380 кондукторов. По данным компании-перевозчика, в среднем по России зарплата водителей автобусов превышает 80 тысяч рублей. В результате шоферы уходят туда, где платят больше. У курганских транспортников ресурсов на повышение зарплат нет: на оплату труда водителей и кондукторов и так приходится около 30 процентов всех расходов перевозчиков. К тому же цены на технику, запчасти, топливо растут. Для сведения: в действовавшем до 1 ноября тарифе (32 рубля), который не менялся более года, учитывалась средняя цена газа около 20 рублей, сегодня же она более 29. Не столь резко, но тоже ощутимо подорожали бензин и дизтопливо. Словом, чтобы быть конкурентоспособными, стимулировать и привлекать сотрудников, надо идти на дополнительные расходы, и другого варианта изыскать на это деньги, кроме повышения цены на билет, нет.

Курганцев, безусловно, скачок огорчил, особенно тех, кто ездит с пересадками. Ежедневно за дорогу на работу и обратно им теперь придется выложить 140 рублей. Городские власти "утешают": несколько лет назад перевозчики, работавшие по нерегулируемым тарифам, вообще предлагали поднять цену билета до 39 рублей. Так что нынешние 35 - это еще по-божески. Ну а чтобы совсем отбить желание дискутировать на эту тему, предлагают посмотреть, сколько стоит проезд в других городах: в Перми - 37 рублей, Ярославле - 38, Уфе - 41, в Омске, Красноярске, Нижнем Новгороде и Кирове - 40 рублей. В соседнем Челябинске цену проезда на днях подняли до 43 рублей (поясним: это цена за наличный расчет, по карте билет стоит 37, а по транспортной карте с пересадкой - 34 рубля). При этом в Кургане почему-то не берут для сравнения Екатеринбург и Тюмень, где зарплаты выше, а стоимость проезда в автобусах 33 и 31 рубль соответственно.

Впрочем, может, и не стоило так долго объяснять людям, почему проезд подорожал. По словам одного из предпринимателей, в контрактах на перевозки по регулируемому тарифу заложено повышение стоимости проезда на уровень инфляции. Этим все сказано.

Правда, здесь стоит вспомнить, как в преддверии транспортной реформы (она стартовала в январе 2023 года) прежнее руководство города заверяло, что с введением на муниципальной маршрутной сети регулируемого тарифа во всех автобусах будет установлена единая фиксированная цена, которая останется неизменной в течение пяти лет - на время действия контракта с перевозчиком ("Без реформы не вывезти", "Экономика Уральского округа" от 30.06.2022).