Эта "Пиковая дама" в режиссерской версии Алексея Степанюка - седьмая постановка оперы на Мариинской сцене, что была сделана почти десять лет назад (премьера состоялась в 2015 году), если вести исчисление с момента мировой премьеры в декабре 1890 года под управлением Эдуарда Направника, бессменного руководителя всех мировых премьер опер Чайковского в Императорском театре.
И данный спектакль выдержан в великодержавном стиле в духе ампира (сценография Александра Орлова): постоянно движущиеся линейно колонны выстраиваются галереей или образуют пространство Летнего сада, залов, спальни, казармы, казино - всех тех мест, где приписано появиться героям Чайковского и Пушкина, по одноименной повести которого композитор и создал свой мистический шедевр.
Статуи, огромные и роскошные багеты, золото и мрамор на черном фоне - визуальные акценты, что воплощают представление о петербургском мифе, которым охвачена опера.
Но на фоне всей этой величественности и монументальности человеческие чувства выглядят мелкими и незначительными. А пышные, парадные костюмы и парики (художник Ирина Чередникова) смотрятся сегодня и вовсе потешно.
И хотя на первых тактах вступления к опере на авансцене появляется маленький мальчик (Александр Дерябин) и трогательно строит карточный домик, который предсказуемо по законам драматургии будет в финале разрушен, в спектакле нет внутренней жизни и тех взаимоотношений между героями, что делают их настоящими людьми.
Но есть феноменальное исполнение музыки Чайковского. Оркестровое звучание под дирижерской палочкой Валерия Гергиева было и мощным, и строгим; страстным и смиренным. Чуть замедленные темпы были иногда испытующими для певцов, однако роскошно демонстрировали все богатство инструментального письма Чайковского.
Ансамбль солистов по теперешней традиции был собран из микста солистов Большого и Мариинского театров. Партию Германа исполнил Нажмиддин Мавлянов, официально "приписанный" к труппе Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, но востребованный по всему миру. И его Герман, мятущийся в тщетной попытке вырваться из западни судьбы, реально очень хорош и по образу сильнее постановки.
Как и великолепная Ольга Бородина, чья Графиня, вовсе не старуха, хранящая зловещую карточную тайну, а дама, повелевающая миром и знающая секрет обольщения в любом возрасте: знаменитая песенка из оперы Гретри "Ричард Львиное сердце" Je crains de lui parler la nuit, цитируемая Чайковским, произвела эффект затаенного заговора. Ольга Бородина лишь красотой своего феноменального голоса и уникальной вокальной техникой создала характер, не только не похожий ни на одно из самых признанных исполнений, но и по силе своей конгениальный партитуре Чайковского.
Портретная галерея иных персонажей получилась эклектичной и вокально тоже пестрой. Рядом со строгим, полным внутреннего достоинства князем Елецким (Алексей Марков) - граф Томский (Эльчин Азизов) волей режиссера отчего-то предстает аляповатым шутом, хотя именно он своими интригами и совершает трагический поворот сюжета.
Полина (Алина Черташ), как и в большинстве постановок, неприкаянная по сути. Лиза благодаря Анне Шаповаловой оказывается одарена большим, красивым голосом. Но вокальной выносливости и драматургической наполненности пока не хватает. Но ариозо "Ах, истомилась я горем!" она спела так, что не сопереживать было невозможно.
И столь же пронзительно хор простился с умирающим Германом.
Правда, впрямую здесь никто не умирает: Графиня, Лиза и Герман встают и уходят в другую реальность, которой очень не хватает в этом спектакле, чтобы попытаться разгадать тайну "петербургского мифа".
Фестиваль "Чайковский. Коллекция", что собран на основе репертуарных спектаклей композитора, только набирает обороты и продлится около двух месяцев. Так, например, "Иоланта" обрела уже сонм интересных молодых исполнителей, а венчать проект, конечно же, будет "Щелкунчик" (количество заветных спектаклей еще окончательно не определено, и билеты пока не поступили в продажу). В рамках фестиваля, кроме "Пиковой дамы", Мариинский театр еще покажет в Большом редко ставящуюся оперу "Чародейка" (10, 11 декабря) и легендарный классический спектакль Юрия Темирканова "Евгений Онегин" (7, 8 декабря). И, быть может, какие-то из них останутся и в репертуаре Большого театра.