Кто играет: Симфонический оркестр и хор Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, солисты Евгений Никитин, Анжелика Минасова, Сергей Скороходов, Михаил Петренко, Александр Михайлов, Мария Баянкина, Александр Трофимов и другие.
Что играет: Р. Вагнер - опера "Летучий голландец", М. Вайнберг - опера "Идиот", А. Брукнер - Симфонии №№ 1, 5, 9, Ф. Шуберт - Симфонии №№ 8, 9, Д. Шостакович - Симфония № 15, С. Прокофьев - Симфония № 1, музыка балета "Золушка".
Почему идти: Шестой Московский фестиваль Мариинского театра "Зарядье" будет так же грандиозен, масштабен и представителен, как и все предыдущие. 15 ноября легенда о Летучем Голландце, обогащенная вагнеровским музыкальным гением, поразит зрителей мистикой и романтической страстью. 16 ноября в интерпретации мариинцев москвичи увидят оперу "Идиот" Вайнберга - образец самобытного таланта забытого на полвека композитора, чья философски насыщенная, экспрессивная музыка позволит осмыслить роман Достоевского заново. Продолжит фестиваль симфоническая программа. 17 ноября в "Зарядье" прозвучит Первая симфония Брукнера, 18 ноября - Восьмая симфония Шуберта ("Неоконченная") и Пятая симфония Брукнера, а 19 ноября Девятые симфонии этих композиторов продолжат музыкальный диалог между эпохами. Завершится фестиваль 20 ноября: москвичи услышат Пятнадцатую симфонию Дмитрия Шостаковича, музыку балета "Золушка" и Первую симфонию Сергея Прокофьева. Их обостренная экспрессия, помноженная на талант главного дирижера и художественного руководителя Мариинского театра Валерия Гергиева, сотворит великое чудо искусства.
Где, когда, сколько: Концертный зал "Зарядье"; 15 - 20 ноября; 800 - 7 000 руб.
Кто играет: Танцевальная труппа musicAeterna Dance.
Что играет: "Мистерия про это".
Почему идти: Постановка Всеволода Мейерхольда и Казимира Малевича по пьесе Владимира Маяковского "Мистерия-буфф" - легенда искусства первых лет революции. Авторы спектакля-фантазии "Мистерии про это" развивают идеи титанов русского авангарда. За литературную основу ими взята та же пьеса Маяковского и поэма "Про это". Режиссер Анна Гусева превратила труппу musicAeterna Dance в хор: танцовщики стали частью звуковой партитуры, транслируя текст Маяковского в разных формах - от декламации до пения. Электронная музыка резидента musicAeterna Кирилла Архипова произрастает, по его словам, "из архитектонического слуха труппы". Хореография Анастасии Пешковой строится на модернистской эстетике биомеханики. А станет ли "Мистерия про это" легендой авангардного искусства наших дней покажет время.
Где, когда, сколько: Центр "Зотов"; 13, 14 и 15 ноября; 5 000 - 8 000 руб.
Кто играет: Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии им. Д.Д. Шостаковича (дирижеры Франческо Оммассини и Николай Алексеев), солисты Ке Хи Ким, Александр Рамм, Илья Папоян.
Что играет: И. Брамс - Двойной концерт для скрипки и виолончели с оркестром, Р. Штраус - "Так говорил Заратустра", С. Прокофьев - Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, Д. Шостакович - Симфония № 5.
Почему идти: Два заключительных концерта XIV Международного фестиваля Мстислава Ростроповича представляют старейший симфонический коллектив России - оркестр Санкт-Петербургской филармонии. 14 ноября итальянский маэстро Франческо Оммассини нарисует с его помощью музыкальную иллюстрацию к духоподъемной книге Ницше; а обладательница золотой медали Конкурса им. Чайковского скрипачка Ке Хи Ким и виолончелист-виртуоз Александр Рамм исполнят соло в эпическом Двойном концерт Брамса. 15 ноября за пульт оркестра встанет его главный дирижер Николай Алексеев, а за рояль сядет лауреат множества престижных конкурсов Илья Папоян; прозвучит музыка Прокофьева и Шостаковича, с которыми главного героя фестиваля связывала тесная дружба.
Где, когда, сколько: Большой зал консерватории; 14, 15 ноября; 800 - 4 000 руб.
Кто играет: Джанлука Паганелли, Фабио Андреотти и Мауро Де Сантис в сопровождении Симфонического оркестра Москвы "Русская филармония" (дирижер Сергей Тарарин).
Что играет: Популярные оперные арии, арии из мюзиклов, неаполитанские песни.
Почему идти: В 90-е годы "Трех теноров" Хосе Каррераса, Пласидо Доминго и Лучано Паваротти любили (или уверяли, что любят) даже те, кто путал арпеджио с сольфеджио. Всенародной популярности трио добилось, демонстрируя свои вокальные данные по необычным для оперных звезд поводам. В том числе на чемпионате мира по футболу; выступление "Трех теноров" на ЧМ-1990 стало самым продаваемым "классическим" альбомом всех времён. Гала-концерт в Доме музыки представит нынешних героев вокального жанра - Джанлуку Паганелли, Фабио Андреотти и Мауро Де Сантиса. Они представят в Москве современную версию легендарного шоу "Трех теноров". Прекрасные голоса плюс типично итальянские обаяние и харизма - нас ожидает истинный фейерверк эмоций.
Где, когда, сколько: Московский международный Дом музыки; 18 ноября; 2 500 - 18 000 руб.
Кто играет: HighTime Orchestra.
Что играет: Фестиваль неоклассики при свечах.
Почему идти: В музыке этих композиторов в зыбком равновесии пребывают романтизм и минимализм, этника и электроника. Их мелодии, как говорится, ложатся на уши: кажется, что они уже давно звучат в душе. Этот музыкальный стиль называется неоклассикой, и не случайно он так востребован в наши неспокойные времена. Три вечера в Доме музыки будет проходить фестиваль, представляющий все грани неоклассики. 12 ноября в исполнении HighTime Orchestra прозвучит атмосферный нью-эйдж Людовико Эйнауди. 13 ноября состоится музыкальное путешествие по саундтрекам фильмов Хаяо Миядзаки и культовой игры Genshin Impact. Завершится фестиваль 14 ноября популярными сочинениями Ханса Циммера, Макса Рихтера и Людовико Эйнауди. Изысканность формы, изящество гармоний и фонтан эмоций. Идеальная музыка для романтического вечера при свечах.
Где, когда, сколько: Московский международный Дом музыки; 13, 14, 15 ноября; 1 400 - 4 200 руб.
Кто играет: Даниил Коган, Михаил Фейман, Роман Викулов, Сергей Давыдченко, Илья Гофман, Мария Зайцева, Григорий Кротенко, Юлиана Падалко, Алексей Рубин, Павел Романенко и др.
Что играет: Дж. Адамс - Камерная симфония, Б. Мартину - Ronda (Les rondes), Д. Мийо - "Бык на крыше", А.Шенберг - Камерная симфония № 1, Ф. Мендельсон - Октет для струнных.
Почему идти: Творческое объединение "Притяжение" (художественный руководитель Даниил Коган) называют Командой мечты современного исполнительского искусства. Молодые солисты и дирижеры, лауреаты престижных конкурсов выходят за рамки привычных концертных форматов, предлагая публике оригинальные программы. Новая программа "Пульс 5" посвящена первой полукруглой дате "Притяжения" - его пятилетию. Исполняемые произведения Адамса, Мартину, Мийо, Шёнберга и Мендельсона объединяют черты детского мировосприятия, юношескую дерзость и зрелую размеренность. А завершающий вечер Октет для струнных Мендельсона, написанный композитором в 16 лет, отсылает к концерту, ставшему импульсом для создания объединения.
Где, когда, сколько: Концертный зал им. Чайковского; 17 ноября; 500 - 1 000 руб.
Кто играет: Концертный симфонический оркестр Московской консерватории (дирижер Анатолий Левин), солисты Даниил Коган, Гайк Казазян, Борис Андрианов.
Что играет: А. Хачатурян - Концерт для скрипки с оркестром, И. Брамс - Концерт для скрипки и виолончели с оркестром.
Почему идти: Московская консерватория продолжит отмечать 100-летие со дня рождения великого музыканта скрипичным концертом великого композитора. Арам Хачатурян писал о Леониде Когане: "Он умеет слушать время и слышать время, эпоху, мыслить глубоко и оригинально". Сегодня своему земляку вторит скрипач Гайк Казазян: "Леонид Коган - это яркость виртуозность, блеск" - и обязуется не опускать планки в первом отделении концерта. А во втором отделении на сцену выйдет Даниил, внук Леонида Борисовича. Его скрипка Страдивари запоет Брамса в унисон с виолончелью Бергонци, которой владеет один из самых ярких в России исполнителей на этом инструменте Борис Андрианов.
Где, когда, сколько: Большой зал консерватории; 3 октября; 800 - 4 000 руб.
Кто играет: Российский национальный оркестр под управлением Александра Рудина, солисты Вероника Хорошева, Анна Юркус, Диана Толасова, Ярослав Абаимов. Автор цикла и ведущий Ярослав Тимофеев.
Что играет: П. Чайковский - Вариация Авроры и Антракт из балета "Спящая красавица" (транскрипция для оркестра И. Стравинского), И. Стравинский - Симфонии духовых инструментов памяти К. Дебюсси, опера "Мавра".
Почему идти: Авторский цикл "Весь Стравинский" - оммаж Московской филармонии одному из главных композиторов ХХ века, открывшему двери в новые звуковые пространства. Не вся музыка Стравинского известна в равной степени: несколько его шедевров не сходят с афиш, другие сочинения исполняются крайне редко. Это недоразумение стремится исправить музыковед Ярослав Тимофеев, представляющий в своем цикле наряду с хрестоматийными вещами раритеты Стравинского. Очередная программа начнется с небанальной оркестровой транскрипции "Спящей красавицы" Чайковского, продолжится Симфониями (во множественном числе!) духовых инструментов, не имеющими отношения к симфоническому жанру, и завершится оперой-пародией "Мавра" - миксом классической оперы, русского лирического романса, разудалой цыганской песни и отголосков джаза.
Где, когда, сколько: Концертный зал им. Чайковского; 15 ноября; 800 - 3 000 руб.