Подростки угнали машину каршеринга: кто несет ответственность за подобные нарушения
Доступ в машину подростки получили, воспользовавшись аккаунтом отца одного из них. Подростку, который управлял автомобилем каршеринга, 14 лет. Теперь несовершеннолетних поставят на профилактический учет, а родителей привлекут к ответственности. Сотрудниками полиции устанавливаются обстоятельства, способствующие аренде автомобиля несовершеннолетним. Этим действиям будет дана правовая оценка, сообщила начальник Управления информации и общественных связей ГУ МВД России по Московской области Татьяна Петрова.
Напомним, что за последнее время это не первый подобный случай. Так, еще в октябре на Сиреневом бульваре в Москве автомобиль каршеринга, за рулем которого находился подросток, врезался в бордюр и перевернулся. В результате ДТП несовершеннолетняя пассажирка получила травмы и была госпитализирована.
Ранее подростки в Москве попали в аварию на машине каршеринга, полученной с помощью украденного аккаунта сервиса. Машина врезалась в жилой дом. Один пассажир погиб. Юноша, который был за рулем, сбежал с места аварии, но вскоре его задержали.
Кто и как именно должен за такие происшествия отвечать? Мнения расходятся.
"Это типичная ситуация, старая как мир. Ребенок втихаря взял машину папы покататься. Что тут можно придумать? Дать ремня этим подросткам. Какая разница, угнали они каршеринг, личную машину папы или соседа? Это просто авто, которое дети угнали с помощью украденного смартфона (читай, ключа). От несовершеннолетних детей, крадущих ключи/смартфон у родителей, никакой защиты, кроме хорошего воспитания, нет. Но есть риски, которые несет родитель за своего ребенка", - считает эксперт в сфере новой мобильности, главный редактор журнала "Трушеринг" Полина Волкова.
"Сейчас каршеринг оснащен гораздо лучше, чем любая личная машина. Угнали бы дети просто личную машину, мы бы ничего не знали об их поездке. А у каршеринга есть трек поездки, вся информация, начиная от времени ее начала и завершения и до скорости в любую секунду, резких поворотов и других маневров. Теперь пусть автопроизводители придумают какую-то блокировку на случай такого угона, а каршеринги это переймут обязательно", - добавляет эксперт.
К более жестким мерам призывает член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. "Любой сервис каршеринга заинтересован в том, чтобы количество поездок было больше. Поэтому там могут закрывать глаза на подобные нарушения. Прекратить их можно только жесткими наказаниями. Тут как с бизнесом по продаже алкоголя: пока государство не ввело жесткие штрафы, этот бизнес процветал. И с каршерингом вывод может быть только один: именно сервисы каршеринга должны нести ответственность за то, кто конкретно садится за руль их машин. То есть если ты предоставляешь услугу, отвечай за это. Пока такой ответственности не будет, а станут пенять только на родителей, толку не дождешься", - говорит он.
"Техническими средствами сейчас можно сделать что угодно: есть биометрия, отпечатки пальцев и так далее. Если человек не захочет давать каршерингу свою биометрию - значит, обойдется без аренды машины", - резюмирует Кирилл Кабанов.
И все-таки, как поясняют юристы, такие действия считаются угоном автомобиля. У нас довольно часто на дорогах вылавливают тех, кто ездит на каршеринге по подложным, то есть где-то купленным аккаунтам. Либо используя чужой. У Госавтоиснпекции при проверке таких водителей сомнений в их вине не возникает. И каршеринговые компании в этом плане с ними сотрудничают. Но с подростками, как видим, все сложнее.