Свет "Потапово"
Постараюсь не опускаться до банальностей - самым красивым столичное метро в целом называют все кому не лень, а самой красивой его станцией обычно именуют "Комсомольскую". Но это все же необъективно - мне, например, больше нравится "Маяковская". Да и вообще, когда речь заходит о подземных рекордах, принято вспоминать старые советские станции - вот где дворцы! Между тем и современные станции вполне могут составить им конкуренцию. На них я и отправился.
В начале сентября, например, на Сокольнической линии открылась станция "Потапово". Начнем с того, что она наземная, да еще и выглядит внешне как огромный космический корабль - мягкие линии и пластичная форма, никаких острых углов. Здание как бы поднимается в сторону строящейся Новой Москвы. И если днем внутри станции светло за счет солнца, проникающего сквозь стеклянные стены, то вечером наоборот - ярко освещенная изнутри и снаружи, она становится своеобразным маяком и визуальной доминантой района.
Есть у "Потапово" и другая важная особенность - это первая наземная отапливаемая станция подземки. Для подачи теплого воздуха на ней смонтировали специальное вентиляционное оборудование, а свести к минимуму потери тепла помогают дополнительное утепление вестибюлей и двойные стеклопакеты на путевых стенах.
В сентябре в метро появилась и новая линия - Троицкая. На ней пока всего четыре станции, и у каждой свой облик, оформление и технические тонкости. Но в Сети больше всего обсуждают "Университет дружбы народов" - станция открылась по соседству с одноименным вузом. Самое интересное, впрочем, кроется не в ней, а в ее подземном переходе к разным выходам. Он протянулся на 50 метров, и на всем протяжении одну из стен украшает единая мозаика - ее уже признали самой длинной среди всех метро страны. Мозаика выложена из тысяч кусочков смальты и цветного стекла и изображает мировые архитектурные достопримечательности. Здесь можно увидеть шедевры Рио-де-Жанейро, Кейптауна, Дели, Пекина, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов.
"Для создания мозаики использовали классический "прямой набор" элементов, - рассказали в столичном департаменте транспорта. - Их приклеивали на поверхность стены лицевой стороной вверх. Так рисунок хорошо виден, а еще его всегда можно исправить. Автор мозаики - Максим Козлов. Его работы уже украшают станции метро "Нагатинский Затон", "Ольховую" и "Беломорскую". На "Нагатинский Затон" пассажиры даже специально приезжают, чтобы сфотографироваться на фоне огромных рыб на мозаиках этой станции.
Три минуты на эскалаторе
Один из самых популярных рекордов в метро обычно заключается в глубине станции. В Москве самая глубокая - "Парк Победы", ее открыли в 2003 году ниже уровня земли на 73 метра. Этот рекорд могла побить открытая в прошлом году станция "Марьина Роща" на БКЛ, но ей не хватило буквально метра - она залегает на 72-й отметке. Зато самый длинный эскалатор именно на ней! Он протянулся сразу на 130 метров, причем это крупно написано на стенах вдоль ступеней. Можно там найти и отметки протяженности. Спуск и подъем занимает без малого три минуты - местные жители специально закладывают на это время, планируя поездки.
Самая мелкая станция тоже относительно молодая - "Печатники", открытые в 1995 году. Ее глубина - очень скромные для Москвы пять метров. А еще она считается одной из двух последних московских "станций-сороконожек" вместе с "Владыкино", открытой в 1991 году. Сороконожками их называют из-за колонн, стоящих прямо на платформе, - они служат дополнительными опорами.
Много в метро и других неочевидных рекордов. Например, самая долгостройная станция - "Спартак". Открыли ее в 2014 году, но заложили еще в 1975-м. Станция в этом месте тогда была не особо нужна - там располагался Тушинский аэродром. Когда его территорию начали застраивать, решили расконсервировать и станцию - достроили и открыли. Но формально получился рекордный долгострой длиной почти в 40 лет. Особой популярностью станция пользуется во время матчей на расположенном рядом стадионе.
Относительно недавно в столичном метро появился и самый длинный перегон протяженностью 6,6 км - между станциями "Крылатское" и "Строгино" Арбатско-Покровской линии. Участок с этими станциями открыли в начале 2008 года. Поезд преодолевает расстояние между двумя платформами почти за восемь минут, в то время как проезд обычных перегонов обычно занимает две-три минуты. Причем на этом перегоне есть еще и станция-призрак "Троице-Лыково" - ее так называют, поскольку это техническая платформа длиной чуть больше одного вагона. Изначально на ее месте хотели построить полноценную станцию, ее даже изображали как строящуюся на старых схемах в поездах. Но в конце концов от идеи отказались - она расположена недалеко от одноименной сохранившейся деревни, большого пассажиропотока на ней не будет. Впрочем, выходы на поверхность у станции есть - они необходимы на случай ЧП на таком большом перегоне, чтобы вывести пассажиров наверх. Жители домов, расположенных рядом с выходом, живут со смешанными чувствами - вот у них прямо под окнами есть спуск в метро, а воспользоваться им нельзя.