Новая площадка объединила участников из четырнадцати регионов России - представителей Передовых инженерных школ (ПИШ), компаний, заводов, органов власти.
Двухдневная деловая программа форума была разбита на два трека - технологический и управленческий.
- Для решения задач, стоящих перед современной машиностроительной отраслью, необходимо объединять усилия образовательных учреждений, промышленности и бизнеса. Обмениваться опытом внедрения инновационных подходов и технологий в процессы производства и подготовки кадров. Данный форум - это возможность выработать совместные стратегические решения, которые помогут вывести отечественное машиностроение на новый уровень, а также установить долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество, - отметил и. о. ректора Омского государственного технического университета Павел Корчагин.
Площадка для обмена опытом и тиражирования лучших практик федерального проекта "Передовые инженерные школы" неслучайно открыта в Омске. В регионе сконцентрированы предприятия оборонно-промышленного и нефтехимического комплексов, развито сельхозмашиностроение. Здесь собирают ракету "Ангара", а в особой экономической зоне создают новые инновационные производства.
Кроме того, планируется создание университетского кампуса. До 2030 года в России на основе концессионных соглашений появится не менее 25 новых современных студенческих городков, и омичи тоже подключатся к реализации масштабной программы по опыту соседей (Новосибирска, Тюмени, Томска, Екатеринбурга).
Площадь кампуса составит до 150 тысяч квадратных метров. Проект должен быть самоокупаемым, поэтому региональные власти формируют базу индустриальных партнеров. Инвестиционные планы предполагают долгосрочное сотрудничество на десять-пятнадцать лет. Сверстать проект омские специалисты планируют уже будущей весной. Создание межвузовского кампуса, включая строительство корпусов и их оснащение, может обойтись региону в тридцать миллиардов рублей.
- Основная задача - создать эффективную структуру, а не повесить ее мертвым грузом как дотационную, - поясняет Денис Цуканов. - Тем не менее основания для создания университетского кампуса у региона есть. По числу технологий и разработок, которые ежегодно требуют компании, Омская область стабильно входит в тройку лидеров в стране.
Передовые инженерные школы государство также поддерживает только на этапе становления (в течение первых трех лет). А потом университеты отправляются в свободное плавание. Поэтому вузы крайне заинтересованы в тесном сотрудничестве с промышленными предприятиями. Омские политехники делают ставку на станкостроение, однако будут развивать и другие перспективные для региона программы.
Сейчас они партнерствуют с четырьмя компаниями и в рамках форума заключили еще несколько соглашений. Стороны договорились о подготовке кадров по программе ПИШ "СтанкоИнструментТех", организации практик и стажировок на предприятиях-партнерах, совместных прорывных разработках по ключевым направлениям развития машиностроительной отрасли.
Тем временем работодатели торопят систему образования с выпуском специалистов. Год назад в рамках нацпроекта в Омске открыли центр опережающей профессиональной подготовки, работающий по принципу одного окна. Работодателям здесь предоставляют весь спектр услуг начиная от подбора и переподготовки кадров и заканчивая повышением эффективности работы персонала.
ПИШ тоже делают ставку на опережение и дают студентам возможность получить производственный опыт, рабочую специальность уже на первых курсах. Параллельно учебе ребята трудятся в цехах и, помимо стипендии, получают заводскую зарплату, а к диплому становятся полноценными и опытными специалистами.
Андрей Келлер, руководитель ФГАНУ "Социоцентр":
- Стартовавший в 2022 году проект "Передовые инженерные школы" стал логичным продолжением программы поддержки и развития системы высшего образования и в настоящее время объединяет более пятидесяти университетов из двадцати трех регионов России. Сегодня это свыше тринадцати тысяч студентов. Партнерами проекта являются все крупнейшие высокотехнологичные компании нашей страны. В 2024 году первые выпускники ПИШ заняли свои рабочие места на заводах.
В настоящее время уже более десяти тысяч преподавателей вузов - участников проекта прошло стажировку на предприятиях реального сектора экономики и в ведущих НИИ.
Достижение национальной цели технологического лидерства требует комплексного подхода. Построение сильной технологической базы - это долгосрочный процесс. Однако достижение этой цели позволит обеспечить стабильное развитие экономики, повысить уровень жизни населения, обеспечить безопасность страны в условиях быстро меняющегося мира.