Лидия Львовна, насколько сложно придумывать каждый раз программу, чтобы интерес к фестивалю сохранялся?
Лидия Волчек: Программа "Международной недели консерваторий" давно уже не укладывается в календарную неделю. Студенты и преподаватели участвуют в концертах, мастер-классах, международных встречах, в различных образовательных мероприятиях и событиях. Но вы абсолютно правы - мы уже стали конкурентами сами себе: постоянно придумывать яркие инновации действительно сложно.
Наш фестиваль прочно вписался в жизнь старейшего музыкального вуза России и представляет сейчас не столько потенциал Санкт-Петербургской консерватории, сколько музыкальное будущее страны. Поэтому мы ориентируем концертную программу с участием студентов и преподавателей на широкую музыкальную общественность, а научно-образовательную - на профессионалов.
Во-первых, мы показываем новые школы музыки. Это основная наша миссия - оставаться международным проектом, быть постоянно в курсе того, что происходит в мировом музыкальном пространстве. В этом году основной наш партнер - как всегда, Московская консерватория, к ней присоединились Нижегородская консерватория, Музыкальная академия Беларуси, исполнители из Азербайджана, Узбекистана и Армении.
У нас сохраняются партнерские отношения с европейскими странами - в частности, в этом году на фестивале выступали и провели мастер-классы музыканты из Венгрии и Сербии. Гости из новой для нас школы - Шаньдунского университета искусств Китая, который представляла Ассоциация российских и китайских университетов искусств. Благодаря ей мы имеем возможность показывать новых участников из КНР.
Вообще масштаб фестиваля огромен: в нем участвовали четыре оркестровых и пять хоровых коллективов из разных городов России и ближнего зарубежья, 12 дирижеров, множество солистов и ансамблей. Было исполнено более двадцати различных премьерных сочинений, что, на наш взгляд, огромное достижение. Мы знакомим петербургскую публику и наших консерваторцев с композиторским творчеством разных стран - это также миссия форума.
А какие особенности в этом году у образовательной программы фестиваля?
Лидия Волчек: Впервые был организован проект внутри проекта под названием "Фестивальная деловая площадка". Устремлен он в будущее, ориентирован на наших студентов, аспирантов и выпускников: они представили новые творческие идеи, практически готовые к реализации. В экспертном совете участвовали руководители концертных организаций Петербурга, и не только. Пять проектов из представленных семи могут быть реализованы в Академической капелле Санкт-Петербурга и Белгородской филармонии. Сочинениями молодых композиторов заинтересовалась Светлана Таирова, руководитель издательства "Композитор Санкт-Петербург".
Сначала на "Форуме молодежных идей" говорили молодые музыканты, а на следующий день в образовательном семинаре по менеджменту выступали руководители известных театральных и музыкальных проектов, которые уже заняли устойчивое место в афише Петербурга, рассказывали о том, как они работают. Кроме этого, на "Фестивальной деловой площадке" восемь направлений наших волонтерских движений объединились в Ассоциацию волонтерских клубов Санкт-Петербургской консерватории.
Теперь на очереди - подготовка к юбилею?
Лидия Волчек: Конечно, нам хочется сделать большой праздник и для нашей консерватории, и для петербургской публики. В этом году мы выступали в десяти разных залах и очень ждем возвращения в наш дом на Театральной площади. Надеемся, что в будущем году покажем какие-то программы там, в исторических залах старейшего музыкального вуза России.
Очень многие из существующих фестивалей проводят награждение лауреатов. Почему у "Международной недели консерваторий" нет победителей?
Лидия Волчек: К нам приезжают настолько масштабные исполнители - с кем мы можем предложить им соревноваться? Какой может идти разговор о баттлах, даже творческих, если это музыканты, представляющие мировую культуру?
В Большом Итальянском просвете Эрмитажа 30 октября с нашим Камерным оркестром под управлением ливанского дирижера пели два солиста из Ливана - мировые звезды, представители итальянской школы бельканто. В концертной программе в Малом зале филармонии участвовали два вокалиста из Китая, один из которых, Ли Ао, считается звездой первой величины у себя на родине. Они исполняли традиционные и современные сочинения, а потом Ли Ао говорил со студентами о национальных особенностях китайской музыкальной культуры. В концерте-закрытии фестиваля выступил в качестве солиста выдающийся российский виолончелист Александр Князев, который тоже встречался со студентами, рассказывал о своей профессиональной карьере и слушал исполнение молодых виолончелистов.
Наш фестиваль - это не соревновательные идеи, а идеи композиторские, исполнительские, научные и образовательные.
Два десятилетия назад фестиваль возродил институт почетных профессоров, и в рамках XXIV фестиваля "Международная неделя консерваторий" состоялась торжественная церемония вручения диплома и мантии почетного профессора Санкт-Петербургской консерватории народному артисту России, известному общественному деятелю и участнику многочисленных концертных проектов Николаю Бурову - большому другу нашей alma mater.