Союзное государство: четверть века вместе
Союзное государство: четверть века вместе
В период распада прежних связей
После подписания 8 декабря 1991 года Беловежских соглашений и официального оформления в том же месяце распада Советского Союза на внезапно появившемся для миллионов граждан постсоветском пространстве начался длительный и мучительный период напряженной неразберихи.
Этот процесс напрямую затронул и российско-белорусское взаимодействие. Быстро и непредсказуемо прерывались и распадались налаженные десятилетиями экономические связи, не менее болезненной была перспектива трудностей в обычных человеческих контактах, которым отныне препятствовали пограничные и таможенные ограничения там, где охраняемых границ и таможни никогда не было. При этом на официальном уровне сотрудничество между Российской Федерацией и Республикой Беларусь развивалось позитивно. 25 июня 1992 года между Москвой и Минском были установлены дипломатические отношения, в 1993 году начали полноценную работу российское посольство в Беларуси и белорусское - в России.
Но большинству белорусов и россиян уровень официальной дипломатии казался совершенно недостаточным. К лету 1994 года в общественном сознании уже развеялись иллюзии о скором и комфортном вхождении постсоветских стран в "мировое сообщество" и в особенности в европейские структуры.
От европейских иллюзий к реальному партнерству
После победы Александра Лукашенко на президентских выборах 1994 года в Беларуси начался процесс неуклонного сближения с Российской Федерацией. Символом позитивных перемен стал пограничный столб, торжественно выкопанный 26 мая 1995 года Александром Лукашенко и российским премьер-министром Виктором Черномырдиным на границе Смоленской и Витебской областей. Столбом дело не ограничилось, Александр Григорьевич и Виктор Степанович следом убрали шлагбаум, а на месте столба посадили березу. В том же 1995 году были подписаны важные межгосударственные соглашения: 6 января был оформлен Таможенный союз между Россией и Беларусью, а 21 февраля в Минске был подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между двумя странами, в котором были затронуты и такие важнейшие вопросы, как военно-техническое сотрудничество и поставки энергоносителей.
С весны 1996 года начался период официального оформления союзных российско-белорусских отношений. Этот поступательный процесс сопровождался проявлением политической воли со стороны Президента России Бориса Ельцина: к тому времени в российском руководстве существенно ослабло влияние сторонников прозападного выбора, и для интеграции Москвы и Минска, за углубление которой с 1994 года активно выступал Александр Лукашенко, наступили благоприятные условия.
2 апреля 1996 года был подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России. В соответствии с этим документом уже 29 апреля того же года было подписано соглашение о создании Парламентского собрания двух стран. Дата 2 апреля не случайно отмечается ныне как День единения народов Беларуси и России. Ровно через год, 2 апреля 1997 года, был подписан Договор о Союзе Беларуси и России, закрепленный 23 мая того же года Уставом Союза Беларуси и России. В соответствии с Уставом были созданы такие важные интеграционные органы, как Высший совет и Исполнительный комитет Союза.
Интеграцию закрепили документально
В конце 1990-х годов хватало разного рода скептиков, которые считали, что созданием Союза России и Беларуси стоит ограничиться, и предсказывали при этом, что новое интеграционное образование долго не продержится. В первом случае предсказатели глубоко заблуждались, во втором - оказались правы, но совсем не так, как им хотелось. Москвой и Минском был взят курс на трансформацию образованного Союза в более высокую степень интеграции - Союзное государство.
Уже 25 декабря 1998 года были подписаны Декларация о дальнейшем единении России и Беларуси и еще два важнейших союзных акта - Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования и Договор о равных правах граждан. А 8 декабря 1999 года в Москве президенты Борис Ельцин и Александр Лукашенко подписали ключевой документ, увенчавший все прежние планы и тактические достижения - Договор о создании Союзного государства. 23 января 2000 года этот договор вступил в силу после ратификации российским и белорусским парламентами. В соответствии с договором начали работу высшие органы Союзного государства - Высший государственный совет, Совет министров и Постоянный комитет.
До формирования Парламента Союзного государства продолжает действовать Парламентское Собрание Союза Беларуси и России.
Цели Союзного государства подкреплены финансово
Согласно договору, процесс интеграции в рамках Союзного государства предполагает формирование единого экономического пространства, общей валюты, объединение энергетических систем, согласование торговой и таможенно-тарифной политики, создание единой правовой системы и прочее. При этом в договоре подчеркивается, что достижение этих целей должно осуществляться поэтапно с учетом приоритета решения экономических и социальных задач.
Вместе с договором была принята совместная программа действий и составлен бюджет Союзного государства, который формируется ежегодно за счет фиксированных долей отчислений Беларуси - 35% и России - 65%. Его валютой является российский рубль. В 2024 году бюджет утвержден в объеме 6,970 млрд российских рублей. В рамках союзного бюджета финансируются и реализуются межгосударственные программы, проекты и мероприятия.
С момента создания Союзного государства уже реализовано 82 программы на общую сумму более 60 млрд российских рублей, в их числе совместные проекты в сфере обороны и безопасности, здравоохранения, микроэлектроники, транспорта, космоса, образования и культуры.
Одним из первых реализованных совместных проектов стало обустройство внешней границы Союзного государства. Военное сотрудничество двух стран носит стратегический характер. Создана Региональная группировка войск и сил Беларуси и России. Раз в два года организуются крупномасштабные совместные учения группировки.
С 2001 года действует Военная доктрина Союзного государства, которая была обновлена в ноябре 2021 года. Тесное взаимодействие осуществляется в области внешней политики, безопасности и борьбы с преступностью. В 2009 году создана единая региональная система противовоздушной обороны.
В рамках Союзного государства большое внимание уделяется обеспечению равных прав граждан России и Беларуси, которые уже имеют возможность совершать взаимные поездки по внутренним национальным документам и находиться на территории другого государства без регистрации и постановки на миграционный учет в течение 90 дней. При пересечении белорусско-российской границы белорусам и россиянам не требуется проходить пограничный контроль, таможенный досмотр, не нужно получать и заполнять миграционную карту. Создана единая система социальных гарантий. Сегодня россияне и белорусы имеют практически одинаковые возможности для трудоустройства, выбора места жительства, получения бесплатного образования, медицинской помощи и социального обеспечения.
На экономическом треке прорывным событием стало принятие в ноябре 2021 года Высшим Госсоветом Союзного государства Основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021-2023 годы и 28 союзных программ, детализирующих эту деятельность. Благодаря успешному выполнению 28 отраслевых союзных программ унифицировано российское и белорусское законодательство, сформированы правовые и организационные основы общего экономического пространства, созданы условия для проведения единой макроэкономической и денежно-кредитной политики, для совместной работы по минимизации ущерба от незаконных западных рестрикций.
Суммарно за три года наши страны разработали и актуализировали 211 нормативных правовых актов, как национальных, так и международных, которые сблизили наши законодательства, сформировали инструменты для повышения эффективности двустороннего сотрудничества, создали благоприятные условия для бизнеса и граждан Союзного государства. По итогам трех лет совместной работы сформированы два коллегиальных органа - Межгосударственный таможенный центр и Наднациональный налоговый комитет.
Работа на перспективу
В 2024 году утверждены Основные направления реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2024-2026 годы. Это интеграционный документ стратегического планирования на среднесрочную перспективу, состоящий из 11 разделов и 120 задач. Он направлен на дальнейшее формирование нормативной правовой базы для развития совместного экономического потенциала и отраслевого взаимодействия в различных сферах, развитие конкретных проектов. Основная его часть посвящена экономическим вопросам интеграции - равным и комфортным условиям ведения бизнеса, гарантиям для компаний и потребителей, единым правилам конкуренции, развитию национальных платежных систем, продолжению создания объединенной транспортной системы и общих энергетических рынков, развитию промышленной кооперации, туризма и инвестиционного сотрудничества.
Другая часть вопросов касается социального и гуманитарного партнерства и посвящена формированию единого научного, технологического и информационного пространства.
Также утверждена стратегия научно-технологического развития Союзного государства на период до 2035 года, содержащая конкретные шаги по укреплению общего технологического суверенитета, включая запуск крупных совместных проектов по импортозамещению и созданию конкурентоспособных продуктов с высокой добавленной стоимостью.
Кроме того, приняты программа согласованных действий Союзного государства в области внешней политики на период до 2026 года и решение о модернизации и развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта.
В планах - создание единых рынков нефти и газа, дальнейшее устранение барьеров в поставках товаров, снятие ограничений для транзита и выравнивание условий хозяйствования для бизнеса.
Кстати, двусторонний товарооборот Беларуси и России в 2023 году обновил рекорды и составил около 53 млрд долларов.