Фабио Мастранджело о фестивале искусств "Дар": Хотим раскрыть все грани дарований Шаляпина

В Петербурге 19 ноября откроется фестиваль искусств имени Шаляпина "Дар"
Первый Фестиваль искусств имени Федора Шаляпина "Дар", организованный Фондом Возрождения Санкт-Петербурга, откроется 19 ноября и продлится до 17 декабря. Партнером фестиваля стал Музыкальный театр им. Шаляпина, в прошлом Мюзик-Холл. "РГ" встретилась с художественным руководителем театра Фабио Мастранджело и узнала, чем интересен новый проект.
Симфонический оркестр "Северная Симфония" под управлением Мастранджело - хедлайнеры фестиваля.
Симфонический оркестр "Северная Симфония" под управлением Мастранджело - хедлайнеры фестиваля. / Фестиваль искусств имени Шаляпина "Дар"

Маэстро, казалось бы, ваш театр из-за реконструкции сейчас без крыши над головой, при этом вы не расслабляетесь - премьера за премьерой, и теперь вот - очередной амбициозный проект. Откуда силы берутся?

Фабио Мастранджело: Хвалить самих себя странно, но, видимо, придется. Да, когда мы поняли, что уходим на реконструкцию, которая должна продлиться до конца 2026 года (надеюсь, все так и случится), то тут же приняли решение не снижать обороты. Да, нам сложно, но мы продолжаем готовить новые концертные программы, играть премьеры - только что в Эрмитажном театре исполнили "Алеко" Рахманинова и "Иоланту" Чайковского. И продолжаем ту миссию, которую взяли на себя, когда полтора года назад стали называться Музыкальным театром им. Шаляпина.

Миссия эта заключается в том, что да, безусловно, во всем мире знают имя Федора Ивановича как легендарного царя-баса - но мы хотим не просто отдать дань великому артисту, а соединить его время с нынешним. Поэтому год назад придумали конкурс молодых оперных исполнителей имени Шаляпина. А в этом году рады выступить партнерами Первого фестиваля искусств "Дар"…

Литературоцентричному человеку название фестиваля напоминает об одном из самых лучших романов Владимира Набокова. И, кстати, по легенде, в доме родителей писателя впервые пел Шаляпин. Так что для любителей внезапных параллелей название вполне подходящее.

Фабио Мастранджело: 14 лет назад, когда появился фестиваль "Опера - всем", все только и переспрашивали: "Как-как, "Опера для всех"?". А сейчас это название уже вошло в обиход петербуржцев. Так что, надеюсь, и "Дар" приживется - заиграет во всех смыслах. Мне это название нравится своей концентрированностью. И, конечно, оно говорит о сути фестиваля - раскрывать грани тех дарований и интересов, которыми сам Шаляпин был так щедро одарен…

Название "Дар" говорит о сути фестиваля - раскрывать грани тех дарований и интересов, которыми сам Шаляпин был так щедро одарен. Фото: Пресс-служба фестиваля

И потому решили, что лучше всего Шаляпинский фестиваль открыть… балетом?

Фабио Мастранджело: Ничего удивительного. Этим искусством Шаляпин проникся благодаря судьбоносной встрече с итальянской балериной Иолой Торнаги, которая вскоре стала первой женой выдающегося русского баса. Так что мне, как итальянцу, конечно, это все очень близко. Более того, я не исключаю, что Шаляпин у Иолы брал уроки итальянского языка. Когда он дебютировал в Ла Скала, оркестром театра дирижировал Артуро Тосканини, человек бескомпромиссный. И он бы не пустил на сцену Ла Скала даже самого гениального певца, если бы его итальянское произношение было ниже нормы. И также, думаю, когда Федор Иванович репетировал партию Мефистофеля, ему помогал Рахманинов, который сидел за роялем. Шаляпин любил импровизацию, и партитуру воспринимал как совет - мол, а дальше уж я сам придумаю. Но Тосканини вряд ли позволил бы Шаляпину такую свободу.

Мы хотим не просто отдать дань великому артисту, а соединить его время с нынешним

Что же касается проекта лаборатории современного танца "Балет Москва. Ракурсы", который будет показан на фестивале, то мне он видится как некий октаэдр, в котором разные ракурсы современного танца - чувственные и интеллектуальные, играющие с сюжетом и чистым танцем, интровертные и экстравертные, - все они по-своему отражают внутреннюю жизнь Шаляпина… Далее зрителей ждет литературно-музыкальный спектакль "Два огромных человека. Шаляпин и Горький", который подготовила музыковед Ольга Русанова и поставила Ляйсан Сафаргулова.

Все танцы в постановке по-своему отражают внутреннюю жизнь Шаляпина. Фото: Пресс-служба фестиваля

Если учесть, что ваш театр находится в двух шагах от места, где в Петербурге жил Горький и где стоит его памятник, то и эта история для фестиваля так же логична, как и балет.

Фабио Мастранджело: Интересный формат - через письма, статьи, автобиографические материалы рассказать об уникальных отношениях между этими двумя титанами - об их сильнейшей дружбе, взаимном восхищении…

Вспомнилась строчка из письма Горького о Шаляпине: "Я пойду его слушать, если даже он целый вечер будет петь только одно "Господи, помилуй!".

Фабио Мастранджело: Они считали себя "братьями" - а закончилось все полным отчуждением. Но история все равно свела их вместе - в Казани есть музей Горького и Шаляпина. В конце концов, их роднила стихия - Волга. Шаляпин родился в Казани, Максим Горький, хоть был родом из Нижнего Новгорода, Казань считал своей духовной родиной. А в спектакле фестиваля в роли Шаляпина выйдет один из лучших басов мира - Алексей Тихомиров, который тоже родом из Казани. И Максима Горького сыграет артист Казанского русского драмтеатра имени Качалова Иван Крушин.

Говоря словами Пушкина, "бывают странные сближения". Чего нам ждать еще на фестивале?

Фабио Мастранджело: В декабре фестиваль продолжится Гала-концертом "Федор Шаляпин. Встречи на сцене". Как человек мира, он выступал на сцене с разными партнерами. Встречи не ограничивались только работой - Шаляпин был широчайшей натурой, обожал принимать гостей, гулять в ресторанах. По-моему, ни один из выдающихся артистов, разделивших с Федором Ивановичем сцену, не обошел его молчанием в своих воспоминаниях. И наша творческая команда - симфонический оркестр "Северная Симфония" под моим управлением, хор, солисты нашего театра и приглашенные басы - Дмитрий Скориков из "Геликон-оперы", Мирослав Молчанов из Мариинского и солист Михайловского театра Александр Безруков, - мы хотим в этом миксе воспоминаний и сцен из опер передать атмосферу, которой жил Шаляпин и его коллеги.

Фестиваль откроет лаборатория современного танца "Балет Москва.Ракурсы". Фото: Пресс-служба фестиваля

Завершится фестиваль спектаклем Александры Мамкаевой "Шаляпин в роли Шаляпина", продюсер и автор идеи - Дмитрий Мильков. Довольно неожиданная музыкально-драматическая фантазия со сновидениями и размышлениями об актерской судьбе и участием актрис музыкально-драматической группы "Сестра Петра". Заинтригую: роль великого баса исполнят только женщины... А художником по костюмам выступил Стас Лопаткин - я уже много лет уговариваю этого замечательного дизайнера взяться за какую-нибудь оперу. Надеюсь, Шаляпин его вдохновит.

Фабио, вы упоминали Рахманинова. Логично было бы завершить фестиваль вашим премьерным "Алеко". Тем более, что в конце жизни Шаляпин признавался: "Хочу на прощанье спеть оперу Рахманинова "Алеко", как пел ее в начале моей карьеры".

Фабио Мастранджело: Отвечу шуткой. Мой мудрый папа учил меня: "Познакомишься с девчонкой, не дари ей все сразу". Так что Рахманинов у нас впереди.

Не хочется ограничиваться исполнением самой оперы "Алеко", которую Сергей Васильевич написал по пушкинской поэме "Цыганы". В 1935 году Шаляпин безуспешно просил Рахманинова написать пролог, из которого публика поняла бы, что заставило Алеко покинуть общество и уйти к простым цыганам и что, наконец, в Алеко было многое от самого Пушкина. Эта тема требует особого подхода. Думаю, как в этом году в программу вошел спектакль о дружбе-ссоре Шаляпина и Горького, так в дальнейшем обратимся к удивительному союзу Шаляпин-Рахманинов. Удивительному - потому что трудно найти столь непохожих людей - экстраверта Шаляпина и сухого, даже хмурого Рахманинова. Но ведь говорил же Федор Иванович о Сергее Васильевиче: "какой детской доброты этот человек, какой любитель смеха". И эту грань глубочайшего русского композитора тоже интересно показать…

Вообще, чем формат фестиваля хорош, - он дает возможность возвращаться к тем векторам, которые обнаружены. Тот же балет - в дальнейшем можно представлять спектакли, в которых выступала Иола Торнаги, и те, которые Шаляпин мог посещать. В каком-то смысле и эта научно-исследовательская сторона фестиваля - безгранична.

Фестиваль дает возможность возвращаться к тем векторам, которые обнаружены. Фото: Пресс-служба фестиваля