Каждые два года происходит новый отбор талантов со всех уголков страны, которым лично занимается Башмет. В этот раз уже набравшихся опыта солистов сменили их юные коллеги: им только предстоит постичь азы мастерства под крылом маэстро. С недавних пор Всероссийский юношеский симфонический оркестр получил статус федерального, что, безусловно, подчеркнуло взрослый солидный статус этих одаренных детей. Благодаря гастролям оркестра в 16 российских регионах на постоянной основе открылись Образовательные центры Юрия Башмета для молодых музыкантов, а в четырех из них даже созданы филиалы коллектива. "Мы гордимся, что в любом городе нашей страны, где есть симфонический оркестр или оркестр музыкального театра, в нем обязательно играют ребята, которые в свое время, 8-10 лет назад, были участниками Юношеского оркестра. Они остались в профессии и решили связать свою жизнь с музыкой", - отметил директор Русского концертного агентства Дмитрий Гринченко на пресс-конференции в ТАСС накануне гастрольного старта.
Восьмой состав ВЮСО дал свой первый концерт в Большом зале Московской консерватории - знаковой сцене для многих оркестрантов, учащихся легендарного вуза. Часть средств от выступления были переданы Хабаровскому музыкальному театру, как известно, сгоревшему во время пожара. Юрий Башмет в принципе много сделал для региона: более 15 лет ежегодно гастролировал по Хабаровскому краю, организовывал музыкальные фестивали, проводил мастер-классы, поэтому этот благородный поступок еще раз показал его особое отношение к Хабаровску. В консерватории Юношеский оркестр представил программу, которую можно назвать как "три Ш": музыку Шуберта, Шостаковича и Шнитке. Обычно ВЮСО выступает с солистами - такими же молодыми звездочками - но в этот раз маэстро решил избавить их от функции аккомпанемента, дать слушателю возможность полноценно познакомиться с коллективом, оценить их ансамблевое и оркестровое взаимодействие, слаженность и сбалансированность звучания.
Открыла вечер "Неоконченная" симфония Шуберта - двухчастный цикл, поданный оркестром как сугубо романтическое сочинение. Выразительные монологи деревянных духовых на фоне деликатного сопровождения струнных в самом начале первой части задали настроение и атмосферу ностальгического характера. ВЮСО безупречно выполнял дирижерские задачи Башмета, чутко реагировал на каждое движение палочки, и в этом ученичестве ощущался большой задел на будущее. В "Гоголь-сюите" Шнитке - музыке к спектаклю "Ревизская сказка" Юрия Любимова - коллектив буквально наглядно показал характерные портреты гоголевских героев: Чичикова, Башмачкина, Поприщина. А также умело подчеркнул барочные интонации частей, отсылки к 5 симфонии Бетховена и ритмы марша, составляющие полистилистику этого цикла. Финал сюиты, где, по мысли композитора, Гоголь произносит завещание Руси, вышел торжественным и одновременно загадочным - колокольный звон навевал размышление не только о прошлом, но и о настоящем. В завершении вечера прозвучала Пятая симфония Шостаковича - монументальное оркестровое полотно, ставшее ответом композитора на печальную критику его творчества в статье "Сумбур вместо музыки". Столь сложное концептуальное произведение художника о собственной судьбе и окружении могло бы стать вызовом для любого молодежного оркестра, но только не для коллектива Юрия Башмета. Его молодежь может и умеет осмысленно, со знанием дела играть экзистенциальные опусы XX века - что и подтвердилось на концерте в БЗК, ставшем началом нового пути.